Второй
этап — оценка критериев по 5—10-балльной шкале и последующее сравнение с такой
же оценкой идентичных критериев на важнейших предприятиях-конкурентах. Чем
больше будет предприятий, тем точнее будут критерии относительного качества,
которые лучше изобразить графически, в результате чего получится своеобразный
профиль качества (рис. 5.1).
Рис. 5.1.
Профиль относительного качества гостиничных услуг:
а —
расположение; б — качество питания; в — безопасность;
г —
компетентность персонала; л — предложение
дополнительных услуг;
е —
чистота в номерах, туалете, душе; ж — вежливость
и доброжелательность персонала; з — работа
телевизора, видео, аудио; и — тишина и
поведение соседей; к — мебель в
номере.
Понятие
"качество" с позиции потребителя рассматривают многие авторы. Так, Ф.
Татарский утверждает, что "качества вообще не бывает, а бывает оно только
применительно к конкретным требованиям конкретных потребителей и оказывается,
как правило, неким компромиссом между качеством и ценой". Дж. Харингтон
подходит к этому понятию следующим образом:
"Качество
— это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может
позволить, когда у него возникла потребность. Высокое качество — превышение
ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает". В этом
плане интерес представляет и формула, по которой американские потребители
оценивают продукцию:
Таким
образом, удовлетворение определяется не только качеством. Удовлетворение — это
результат анализа цены и пользы, а именно сравнения качества и цены. Очень часто
происходит, особенно в сфере услуг, что потребитель остается недовольным,
несмотря на то что считает качество высоким. При этом причина недовольства —
цена. В то же самое время этот потребитель будет доволен другим, более дешевым
продуктом. Например, при бронировании одноместного номера в гостинице клиента
информируют о том, что в необходимый для него период времени для проживания
будут свободны только номера класса люкс по цене 220 долларов за сутки; номера
же экономического класса по цене 45 долларов за сутки и бизнес-класса по цене
62 доллара за сутки на этот период уже забронированы. Не оспаривая качества
услуг, которые были бы предоставлены клиенту при размещении в номере люкс, он
уже не получил удовлетворения, соответственно, не принял решения о покупке
предложенного номера и пытается найти другой, менее дорогой путь к получению
желаемого конечного результата — обращается в другие гостиницы.
В сфере услуг анализ потребителем соотношения "качество—цена—результативность" происходит постоянно. Это дает основание говорить о необходимости использования в управлении качеством услуг такого понятия, как "качество цены".
Понятие
"качество услуги" также можно рассматривать как комплекс, состоящий
из следующих частей:
•
качества потенциала (технического качества);
•
качества процесса (функционального качества);
•
качества культуры (социального качества).