•
терминологический стандарт
распространяется на термины, к которым, как правило, даются определения, а в
некоторых случаях — примечания, иллюстрации и т.д. Например, стандартизированными
могут быть следующие термины: гостиничная услуга, услуга общественного
питания, гостиница, ресторан, кафе, бар и т.д;
•
стандарт методов испытаний устанавливает
методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ним действий;
•
стандарт на услугу, процесс, продукцию
устанавливает требования, которым должны удовлетворять услуга, процесс, продукция,
с тем чтобы обеспечить их соответствие назначению,
•
стандарт на совместимость устанавливает
требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения;
•
стандарт с открытыми значениями, неиденцифицирующий
стандарт содержит перечень характеристик, для которых должны быть
указаны значения или другие данные для конкретизации услуги или процесса. Как
правило, такие данные конкретизируются в договорных отношениях производителем
либо потребителем
Документ технических условий устанавливает технические
требования, которым должна удовлетворять услуга (продукция, процесс). В
документе технических условий должны быть указаны, в случае необходимости,
процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.
Свод правил — документ,
рекомендующий технические правила или процедуры проектирования, изготовления,
обслуживания, эксплуатации.
Регламент — документ, содержащий
обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
Развитие международной торговли и международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности объективно привело к необходимости согласования (гармонизации) национальных стандартов, разработке и широкому применению международных стандартов. Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000— 9004, принятых в марте 1987 года и обновленных в 1994 году. В своем классическом варианте стандарты ИСО серии 9000 были разработаны для промышленности, однако общая философия систем качества, изложенная в них, универсальна. Поэтому в настоящее время предприятия и организации самых различных сфер деятельности стали активно использовать эту методологию. Следует отметить, что за рубежом тысячи гостиниц и ресторанов сертифицируют свои системы качества в национальных и международных системах сертификации, что дает им значительные преимущества в конкурентной борьбе. Примеры сертификации систем качества на гостиничных предприятиях имеются в Российской Федерации. Определенным достижением мирового опыта в управлении качеством услуг можно считать принятие ИСО международного стандарта ИСО 9004-2 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам".
Слово
"сертификация" в переводе с латинского языка означает "сделано
верно". Для того чтобы убедиться, что услуга "оказана верно",
необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом
возможно получить достоверные доказательства этого соответствия.
Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация
соответствия.