На первом этапе, когда коллектив еще только создан, происходит взаимное знакомство его членов. Руководителю важно присмотреться к людям и попытаться определить наиболее влиятельных и авторитетных работников, с тем чтобы привлечь их на свою сторону и правильно расставить на рабочие места. На этом этапе руководитель выступает как "внешняя сила" по отношению к коллективу. Большинство требований исходит от него и через него.
На
втором этапе формируются микрогруппы (создаются неформальные отношения).
Выявляются наиболее сознательные, энергичные и инициативные люди, из которых
формируется актив, призванный помогать руководителю в достижении основных
целей и задач управляемого им коллектива. На этом этапе выявляются и пассивные,
и негативно настроенные к руководителю работники, которые могут мешать работе,
дезорганизовывать коллектив. Руководителю необходимо тщательно проанализировать
причины возникновения такой группы и индивидуальные мотивы, по которым в нее
попали те или иные работники. Характерная особенность данного этапа состоит в
том, что руководитель может управлять коллективом и предъявлять к нему
требования не только лично, но и через неформальных лидеров.
На
третьем этапе сознательность и активность работников достигают высокого уровня:
подчиненные хорошо понимают своего руководителя и без административного нажима
выполняют свои обязанности. Руководитель и неформальные лидеры уже не выступают
по отношению к остальным членам коллектива как "внешняя сила",
поэтому их требования воспринимаются всеми как естественные и понятные.
Характерная черта данного этапа — достижение гармонического сочетания групповых
и личных интересов. На третьем этапе менеджер, как правило, меняет стиль
руководства: если на первом этапе руководитель в основном использует
автократический стиль управления, то теперь уже максимально применяются
демократические принципы руководства.
Развитие
коллектива — процесс постоянный и не заканчивается третьим этапом. Этот
процесс постоянно продолжается и выражается в развитии творческих сил
коллектива, самоуправлении, укреплении социально-психологического климата и
усилении социальной сферы. Очевидно, что в своем развитии одни этапы коллектив
может проходить быстрее, другие медленнее. Бывают случаи, когда он
"застревает" на одном из этапов и даже распадается.
Обладать
властью — значит, уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и
отношение человека или группы людей. О результатах работы менеджера судят не
по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе других. Власть и
манипулирование ею являются проблемами управления. Многим кажется, что
обладание властью — это прерогатива только руководителя, которая подразумевает
возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей
подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной мере
зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и
способностей руководителя.