9.
Низкие организаторские способности (неспособность
руководить). Речь идет о способности менеджера "заряжать"
энергией членов коллектива, умении оптимально организовать трудовой процесс.
Аритмия трудового процесса и неэффективность применяемых методов работы
приводят к тому, что люди чувствуют себя неуверенными в завтрашнем дне, не
получают удовлетворенности от трудовой деятельности и соответственно работают
ниже своих возможностей.
10.
Неумение обучать. Каждый руководитель
должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший
руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя. Повышение
квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, — важнейший элемент
управленческой деятельности.
11.
Неумение формировать коллектив (см.
параграф 6.3).
Таким
образом, рыночная экономика требует от менеджера:
•
способности управлять собой;
•
разумных личностных ценностей;
•
четких личных целей;
•
постоянного личного роста (развития);
•
навыков решения проблем;
•
изобретательности и способности к инновациям;
•
способности влиять на окружающих;
•
знания современных управленческих подходов;
•
организаторских способностей;
•
способности обучать подчиненных;
•
способности формировать и развивать трудовой коллектив.
Среди
устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной, совместно
выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу.
Известны признаки трудового коллектива: общность
интересов всех его членов, единая общественно полезная и личностно значимая
цель; совместная деятельность для достижения этой цели, определенная организационная
структура; наличие отношений руководства и подчинения; формальные и
неформальные отношения.
Менеджеру
следует иметь в виду, что трудовой коллектив как первичная ячейка общества
выполняет две взаимосвязанные функции: экономическую и социальную. Экономическая функция заключается в том, что коллектив
осуществляет совместную трудовую деятельность, в результате которой создаются
материальные либо духовные ценности. Социальная же функция состоит в удовлетворении общественных потребностей
членов трудового коллектива — возможности трудиться, получать вознаграждение за
труд, общаться с членами коллектива, получать признание, участвовать в
управлении, использовать свои права в соответствии с законодательством (право
на труд, отдых, охрану здоровья и т п.).
Формирование
коллектива — процесс сложный и противоречивый. Это прежде всего связано с тем,
что коренные интересы и цели его членов имеют различия и противоречия (часто
личные цели и интересы вступают в противоречие с целями организации). В
зависимости от степени единства индивидуальных целей и групповых установок
можно говорить о степени коллективности или степени социальной зрелости
трудового коллектива. От степени такой зрелости зависит характер и содержание
управленческой деятельности менеджера.
Руководителю
необходимо иметь в виду, что в своем формировании и развитии трудовой
коллектив проходит три основных этапа.