•
умение определить темперамент и характер подчиненных;
•
умение управлять собой;
•
умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
•
умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего коллектива;
•
изобретательность и инициативность;
•
высокая способность влиять на окружающих, заряжать их энергией.
Если
наблюдается несоответствие качеств менеджера какому-либо из названных
требований, то говорят об определенном ограничении (недостатке) возможностей
менеджера.
Выявив
такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые
препятствуют полной реализации всех личных качеств менеджера. Выделяют
следующие потенциальные ограничения в деятельности
руководителя.
1.
Неумение управлять собой. Те
руководители, которые не умеют правильно "разряжаться", бороться с
конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки,
не способны эффективно управлять другими людьми.
2.
Размытые личные ценности. Если личные
ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном
виде. В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих
решений снизится
3.
Неясные личные цели. Менеджер, не
способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой
деятельности.
4.
Заторможенное личное развитие. Для
менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно повышать свое
общее развитие. Способность к саморазвитию характеризуется не только постоянной
учебой, но и умением внедрить в практику полученные знания. Руководители,
которые не развивают свои способности, не имеют перспективы.
5.
Неумение решать проблемы (принимать решения).
Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки
могут быть в значительной степени развиты Менеджер, страдающий таким
ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет
себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате этого накапливается
большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии.
Естественно, такой менеджер терпит фиаско.
6.
Отсутствие творчества в работе.
Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности.
Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный)
подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия
в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей
организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти
на оправданный риск. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать
или сохранять творческий подход в работе, не способен эффективно управлять.
7.
Неумение влиять на людей. Ключевую роль
в вопросах влияния играет личный фактор. На многих людей производит впечатление
властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и
т.п.).
8.
Непонимание специфики управленческого труда.
Менеджер должен добиваться результатов не личным трудом, а через труд других
лиц. До тех пор, пока руководители не сконцентрируют свои усилия собственно на
управлении, высоких результатов в деятельности организации им не добиться.