3.
Работа в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне
организации, мотивирующего членов трудового коллектива на достижение
практических и стратегических целей организации.
Эффективное
руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими,
мотивировать их для достижения поставленных целей, то есть управлять вместе с
людьми, а не управлять людьми. Люди хотят, чтобы их лидер был не только и не
столько профессионалом-технократом, ориентированным исключительно на процесс
производства (тип менеджера 9.1 по управленческой решетке ГРИД), сколько
руководителем с "человеческим лицом", имеющим соответствующую
социально-психологическую подготовку. В его управленческой деятельности на
первом плане должна стоять ориентация на человека, что особенно важно для
гостиничной индустрии (принадлежащей к системе "человек-человек").
Поскольку
и люди, и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким,
чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание
того, как управлять человеческими ресурсами, — важнейшие компоненты
эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая
работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют
специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально
пригодной к управленческой деятельности.
В
бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя
основными требованиями: политической грамотностью, моральной устойчивостью,
компетентностью, наличием организаторских способностей.
Современная
теория и практика менеджмента в гостиничном и ресторанном хозяйстве выявила
ряд требований,
предъявляемых к менеджменту. Такими являются:
•
знания,
•
определенные личные качества;
•
соблюдение этических норм;
•
навыки и организаторские способности.
Знания менеджера. Поскольку менеджер достигает результата
своего труда, воздействуя на других лиц, то ему необходимы прежде всего знания
в области социальной психологии, знание современных управленческих подходов и
знание особенностей профессии.
Личные качества — нестандартное мышление, решительность и
настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства
и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость,
тактичность, аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее
здоровье.
Этические нормы. Принципом работы менеджера должно стать
соблюдение норм прежде всего деловой этики, включающей следующие правила:
•
максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения окружающей
среды;
•
в конкурентной борьбе следует использовать лишь "дозволенные"
приемы, то есть соблюдать правила рыночной игры;
•
справедливое распределение благ;
•
личный пример соблюдения этических норм на работе и в быту;
•
дисциплинированность и моральная устойчивость.
Навыки и организаторские способности менеджера. Умело используя
информацию, время и людей, руководитель обеспечивает получение высоких
результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы. На
эффективность управления могут влиять: