4. Что удачно и
что неудачно делал руководитель группы? Нетрудно видеть, что первая группа
вопроса касается выбора маршрута и целей, поставленных перед походом. Вторая
сводится к оценке организации жизни группы, правильности тактических решений в
походе, результативности учебного процесса (если таковой осуществлялся).
Третья особенно важна для воспитания и самовоспитания ребят. Она помогает каждому
сопоставить собственное мнение о себе с мнением товарищей по группе. В сильной
туристской группе перед ребятами можно ставить еще вопрос о рекомендациях для
каждого на будущее. Ребята довольно тонко определяют, кому следовало бы еще раз
пойти в подобный же поход, кому — в более трудный, кому можно поручить более
ответственную должность, а кому еще раз побывать рядовым участником. Разбор
этих вопросов требует от руководителей особой чуткости и внимательности; не
следует забывать о повышенной впечатлительности ребят подросткового возраста.
Нужно заранее взвесить, на каких поступках или чертах характера того или иного
участника похода можно заострить внимание при разборе, а какие лучше обойти
деликатным молчанием или упомянуть о них лишь вскользь. Ошибки, вытекающие из
незнания или неумения, подлежат, конечно, разбору и разъяснению, но в деловом
и спокойном тоне. Проявление эмоций со стороны руководителя допустимо лишь
при обсуждении неблаговидных поступков, совершенных умышленно. Насколько
глубокому обсуждению подвергнутся на разборе личные особенности участников
похода, выясняется обычно лишь в ходе самого разбора. Во всяком случае, руководителю
не следует непременно стремиться к такому углубленному разбору. Например, в
однодневном походе обычно достаточно отметить, кто как выполнял свои
обязанности. Ведь за один день туристский коллектив в группе еще не смог
сложиться, и над оценками, которые дают ребята, почти неизбежно будут довлеть
сформировавшиеся в школьных условиях симпатии и антипатии.
Несколько слов об оценке
действий руководителя. Для многих педагогов сама мысль о том, чтобы поставить
такой вопрос на обсуждение ребят, кажется недопустимой. Вместе с тем нет ничего
более ошибочного, чем убеждение руководителя в том, что само его положение
ограждает от критики. К сожалению, педагоги, впервые проводящие поход, нередко
пытаются настаивать на том, что все их решения являются верными уже потому,
что они приняты ими. Такая линия поведения обычно приводит к дискредитации
педагога в качестве руководителя группы и полной потере им авторитета у ребят.
Гораздо правильнее поступают те, кто, понимая свою туристскую неопытность,
пытается привлечь ребят к обсуждению и выработке решений, сохраняя за собой
лишь право окончательного выбора одного из предложенных вариантов. Однако, для
того чтобы такие обсуждения были действенными, надо обсуждать также и последствия
принятых решений, а значит, в том числе и действий руководителя.
Разумеется, ставить
четвертый пункт разбора на обсуждение группы имеет смысл только тогда, когда у
руководителя сложились с группой нормальные деловые отношения. Если поход, как
это, к сожалению, случается, вылился в сплошную цепь ребячьего баловства, а
руководитель занимался исключительно тем, что делал замечания и одергивал
ребят, если он к концу похода мечтает только о том, чтобы этот поход поскорее
закончился, тогда, конечно, незачем выносить этот пункт на разбор. Впрочем, в
этих случаях надо хорошо подумать, нужно ли вообще устраивать разбор. Но, во
всяком случае, не следует уклоняться от разбора только, из-за опасения, что в
разговоре будет упомянута туристская неопытность руководителя. Не надо бояться
признать ее.