Предполагается, что с педагогическим
отчетом руководитель группы выступает на педсовете, однако на практике это
соблюдается далеко не всегда. Нередко форму этого отчета и основные вопросы,
которые должны быть в нем освещены, руководитель похода просто согласовывает с
директором школы.
При подготовке
педагогического отчета нужно иметь в виду следующее. Как правило, и директора,
и коллег-учителей, да, пожалуй, и родителей интересует в первую очередь воспитательный
аспект. И это не случайно. Туризм представляет собой одно из важных средств
коммунистического воспитания. Действительно, воспитание, например, патриотизма
начинается с углубленного познания Родины, это отмечал в свое время еще М. И.
Калинин. Понятно, что в познании своей страны туризм вне всякой конкуренции
стоит на первом месте. В этом смысле с ним не может сравниться не только ни
один другой вид спорта, но, пожалуй, и вообще никакой другой вид общедоступной
деятельности. Занятия туризмом знакомят человека с природой родной страны, ее
историческим прошлым, памятниками культуры, природными богатствами, с жизнью ее
городов и сел, развитием промышленности и сельского хозяйства, культуры и
науки. Даже такая, казалось бы, простая вещь, как установление близкого
контакта с природой, несет в себе огромный воспитательный заряд. Вспомним, как
говорил поэт, признаваясь в свой любви к Родине:
Но я люблю, за что не знаю
сам,
Ее степей холодное молчание,
Ее лесов дремучих полыхание,
Разливы рек ее, подобные
морям.
Чтобы
все это запало в душу, надо познакомиться и с могучим колыханием лесов, и с
холодным молчанием степей, и с безбрежными разливами рек не на экране кино или
телевизора, не из окна вагона или мчащегося мимо всего этого автобуса, а
непосредственно лицом к лицу. Многие горожане забыли о таких встречах. Туризм
возвращает им эту возможность. Тесный контакт с природой оставляет в душе
человека очень глубокий след. И когда пытаешься осознать это, всплывает такое
же глубокое, как у поэта, неподвластное разуму чувство; «Но я люблю, за что не
знаю сам...»
Очень большое значение в
воспитании имеет непосредственное знакомство и общение туристов с людьми
разных, часто незнакомых ранее профессий, другого уклада жизни, несколько иных
по сравнению с привычными обычаев. Так, короткое замечание, сделанное во время
похода опытным туристам, о том, что нельзя идти напрямик через засеянное поле,
а необходимо обойти его краем, пусть даже потеряв на этом какое-то время,
нередко дает для воспитания у школьников-горожан уважения к сельскому труду больше, чем иная лекция.
Нельзя забывать и о глубокой
воспитательной силе самого походного уклада жизни, складывающегося в туристском
коллективе. При правильно построенных взаимоотношениях жизнь в таком
коллективе строится на основе самоуправления и самообслуживания. А это
развивает у ребят активность и любознательность, инициативу и
самодеятельность, способствует формированию многих важных навыков, которые
пригодятся в дальнейшей жизни. Многие из знаний, полученных на уроках в школе,
вновь оживают в туристском походе, подчас в довольно неожиданном преломлении.
Это способствует более глубокому усвоению знаний, связи их с реальной жизнью и
в целом содействует задачам политехнического обучения.