Не будем специально
останавливаться на таких вопросах, как физическая закалка, воспитание коллективизма,
способность быстро принимать решения, чувство ответственности за порученное
дело и т. п., здесь роль туризма признается всеми. Обратим внимание на
следующее обстоятельство.
Туризму органически присуща
многообразная воспитательная роль, которая была охарактеризована выше. Участие
в походах всегда оказывает воспитательное воздействие на человека, хотя порой
замечается это далеко не сразу. (Имеются в виду, конечно, правильно проведенные
походы; если туристский поход, как это, к сожалению, иногда бывает, превратился
в обыкновенный пикник на лоне природы или в «детский визг на лужайке», то о
воспитательном воздействии такого похода говорить не приходится.) Если ребята
активно готовили поход, если поход прошел нормально, без каких-либо «ЧП», если
после похода у его участников возникло желание снова сходить в поход, то можно
быть уверенным, что такой поход внес добрую лепту практически во все
направления воспитания. Между тем приходится встречаться с непониманием этого
некоторыми учителями, директорами школ и самими руководителями детских
турпоходов. Это непонимание нередко всплывает при проведении отчета. Мощный
воспитательный заряд, органически присущий правильно проведенному походу, в
таких случаях не принимается во внимание, а вместо этого начинается рассмотрение
похода как суммы проведенных мероприятий: посетили могилу павших бойцов или
музеи боевой славы — проводилось патриотическое воспитание, не посетили — не
проводилось; отчитали кого-то на вечернем разборе за нарушение дисциплины —
велось воспитание коллективизма, обсуждали только пройденный маршрут и никого
не разбирали — воспитанием коллективизма не занимались и т. д. Нет ничего более
ошибочного, как попытка оценить воспитательное воздействие похода по числу
проведенных мероприятий.
Бывает, что руководитель
группы соглашается с подобной оценкой похода, просто не зная, что можно ей
противопоставить. Между тем возьмем то же патриотическое воспитание. Чувство
личной сопричастности к родной земле, к успехам своей страны не обязательно
возникает при запланированном посещении музея или места захоронения
героев-воинов. Все зависит от того, как проведешь такое посещение. С другой
стороны, это чувство нередко возникает, как уже говорилось, под влиянием
тесного общения с природой, но это ни в какие разделы отчета не занемеешь. В
группе, где на разборе можно было сосредоточиться на пройденном маршруте и не
пришлось никого обсуждать, дело с воспитанием коллективизма, скорее всего,
обстоит вполне благополучно. В группе же, где случаются нарушения, дело воспитания
коллективизма, вероятно, хромает — почти всякое нарушение в той или иной мере
связано с пренебрежением интересами коллектива.
Ни директорам школ, ни
руководителям походов не следует сводить воспитательный эффект похода к
количеству проведенных мероприятий: в плане трудового воспитания сделано то-то
и то-то; в плане эстетического воспитания — то-то и то-то и т. д. Необходимо
помнить о внутренне присущей туризму воспитательной силе: если поход был
проведен хорошо, то свою воспитательную роль он просто не мог не сыграть. К
выявлению того, прошел поход хорошо или плохо, и должен сводиться отчет.