Предыдущая Следующая

Не будем специально останавливаться на таких вопросах, как физическая закалка, воспитание коллективизма, способ­ность быстро принимать решения, чувство ответственности за порученное дело и т. п., здесь роль туризма признается всеми. Обратим внимание на следующее обстоятельство.

Туризму органически присуща многообразная воспитательная роль, которая была охарактеризована выше. Участие в по­ходах всегда оказывает воспитательное воздействие на челове­ка, хотя порой замечается это далеко не сразу. (Имеются в виду, конечно, правильно проведенные походы; если туристский поход, как это, к сожалению, иногда бывает, превратился в обыкновенный пикник на лоне природы или в «детский визг на лужайке», то о воспитательном воздействии такого похода го­ворить не приходится.) Если ребята активно готовили поход, если поход прошел нормально, без каких-либо «ЧП», если после похода у его участников возникло желание снова сходить в поход, то можно быть уверенным, что такой поход внес добрую лепту практически во все направления воспитания. Между тем приходится встречаться с непониманием этого некоторыми учи­телями, директорами школ и самими руководителями детских турпоходов. Это непонимание нередко всплывает при проведе­нии отчета. Мощный воспитательный заряд, органически при­сущий правильно проведенному походу, в таких случаях не принимается во внимание, а вместо этого начинается рассмот­рение похода как суммы проведенных мероприятий: посетили могилу павших бойцов или музеи боевой славы — проводилось патриотическое воспитание, не посетили — не проводилось; от­читали кого-то на вечернем разборе за нарушение дисципли­ны — велось воспитание коллективизма, обсуждали только пройденный маршрут и никого не разбирали — воспитанием коллективизма не занимались и т. д. Нет ничего более ошибоч­ного, как попытка оценить воспитательное воздействие похода по числу проведенных мероприятий.

Бывает, что руководитель группы соглашается с подобной оценкой похода, просто не зная, что можно ей противопоставить. Между тем возьмем то же патриотическое воспитание. Чувство личной сопричастности к родной земле, к успехам своей страны не обязательно возникает при запланированном посещении му­зея или места захоронения героев-воинов. Все зависит от того, как проведешь такое посещение. С другой стороны, это чувство нередко возникает, как уже говорилось, под влиянием тесного общения с природой, но это ни в какие разделы отчета не зане­меешь. В группе, где на разборе можно было сосредоточиться на пройденном маршруте и не пришлось никого обсуждать, дело с воспитанием коллективизма, скорее всего, обстоит вполне бла­гополучно. В группе же, где случаются нарушения, дело воспи­тания коллективизма, вероятно, хромает — почти всякое нару­шение в той или иной мере связано с пренебрежением интере­сами коллектива.

Ни директорам школ, ни руководителям походов не следует сводить воспитательный эффект похода к количеству проведен­ных мероприятий: в плане трудового воспитания сделано то-то и то-то; в плане эстетического воспитания — то-то и то-то и т. д. Необходимо помнить о внутренне присущей туризму воспитательной силе: если поход был проведен хорошо, то свою воспи­тательную роль он просто не мог не сыграть. К выявлению того, прошел поход хорошо или плохо, и должен сводиться отчет.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz