Предыдущая Следующая

Далее из числа ребят выделяется завхоз и ответственный за снаряжение. Первый вместе с руководителем составляет рацион для похода и руководит закупками, в походе выдает де­журным продукты и ведет их учет. Второй руководит сбором снаряжения, в том числе получением его напрокат, следит за тем, чтобы оно было к походу приведено в порядок, следит за сохранностью его в походе. По окончание похода он по списку собирает снаряжение и контролирует, чтобы все вещи вернулись к своим владельцам, а прокатное снаряжение было своевременно сдано.

Важной должностью в группе является казначей. Он ведает финансовыми делами похода — составляет вместе с руково­дителем смету, помогает в сборе денег с участников похода, ведет учет сделанных расходов и т. д. Последнее очень важно. Ведь после окончания похода необходимо отчитаться за полу­ченные подотчетные суммы. А после сколько-нибудь продол­жительного похода это почти невозможно сделать, если не ве­лись записи произведенных затрат. Поэтому казначей собирает и хранит у себя документы о произведенных расходах — желез­нодорожные и другие транспортные билеты, всяческие квитан­ции, копии товарных чеков и т. д. Что касается расходов, ко­торые невозможно оформить такими документами, то на них составляются особые ведомости (см. ниже, в разделе «Финан­совый отчет»). Обязанность казначея — вести эти ведомости прямо в походе, чтобы по его окончании можно было быстро переписать их начисто. При сдаче финансового отчета эти ведомости наряду с руководителем группы, подписывают и ответственные из числа ребят — старший по группе (командир, по­мощник руководителя и т. д.) и, конечно, казначей.

Согласно туристским справочникам и руководствам в груп­пе выделяется еще санитар, который хранит аптечку и оказы­вает первую помощь. Однако на практике первую помощь, когда это бывает необходимо, почти всегда оказывает руководитель, и, таким образом, функции санитара сводятся к переноске походной аптечки. Тогда нужно ли обязательно в каждой группе вводить эту должность? Может быть, просто кто-то из ребят получит аптечку вместе с другими предметами коллек­тивного снаряжения? Но в тех группах (например, идущих на слет), где ведется санитарный журнал похода, где проводится ежедневная проверка чистоты рук и ног и т. п., должность са­нитара является необходимой.

Кроме того, в походе согласно руководствам надлежит вы­делять еще секретаря или корреспондента, одним словом, от­ветственного за ведение дневника. Однако учреждение в груп­пе такой должности для большинства походов вряд ли целесообразно. Прежде всего, ведение дневника занимает много времени, корреспондента приходится изо дня в день освобож­дать от большинства работ на биваке. Его товарищи разжи­гают костер, ставят палатки, а он в это время сидит и пишет. Он мало чему может научиться в походе, да, в конце концов, ему просто скучно. Далее, ребята, даже довольно долго зани­мающиеся туризмом, обычно не умеют вести дневник. В него попадают описания съеденных за обедом блюд и чьих-нибудь шуток, штампованные восторги по поводу красоты окружаю­щей природы, а вот точного описания маршрута и других, дей­ствительно нужных вещей для групп, которые пойдут по тому же пути, в дневнике подчас и не найдешь. Умению вести днев­ник тоже надо учить. Поэтому лучше установить такой поря­док, когда каждый из ребят заполняет в дневнике один день, а потом руководитель просматривает сделанную запись и раз­бирает, что хорошо, а что плохо. В этот день ответственного за дневник надо по возможности разгрузить от других обязан­ностей — не назначать дежурным, костровым, направляющим или замыкающим. Пусть он в течение дня обдумывает, что сле­дует отразить в дневнике, пусть у него вечером будет достаточно времени для описания дня. Если в группе есть и опыт­ные, и неопытные ребята, то лучше поручать ведение дневника только опытным. Неопытным и без того есть чему поучиться в походе. Короче говоря, ведение дневника одним человеком должно быть исключением, а не правилом для юных туристов.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz