Далее из числа ребят
выделяется завхоз и ответственный за снаряжение. Первый вместе с руководителем
составляет рацион для похода и руководит закупками, в походе выдает дежурным
продукты и ведет их учет. Второй руководит сбором снаряжения, в том числе
получением его напрокат, следит за тем,
чтобы оно было к походу приведено в порядок, следит за сохранностью его в
походе. По окончание похода он по списку собирает снаряжение и контролирует,
чтобы все вещи вернулись к своим владельцам, а прокатное снаряжение было
своевременно сдано.
Важной должностью в группе
является казначей. Он ведает финансовыми делами похода — составляет вместе с
руководителем смету, помогает в сборе денег с участников похода, ведет учет
сделанных расходов и т. д. Последнее очень важно. Ведь после окончания похода
необходимо отчитаться за полученные подотчетные суммы. А после сколько-нибудь
продолжительного похода это почти невозможно сделать, если не велись записи
произведенных затрат. Поэтому казначей собирает и хранит у себя документы о
произведенных расходах — железнодорожные и другие транспортные билеты,
всяческие квитанции, копии товарных чеков и т. д. Что касается расходов, которые
невозможно оформить такими документами, то на них составляются особые ведомости
(см. ниже, в разделе «Финансовый отчет»). Обязанность казначея — вести эти
ведомости прямо в походе, чтобы по его окончании можно было быстро переписать их начисто. При сдаче финансового отчета
эти ведомости наряду с руководителем группы, подписывают и ответственные из
числа ребят — старший по группе (командир, помощник руководителя и т. д.) и,
конечно, казначей.
Согласно туристским
справочникам и руководствам в группе выделяется еще санитар, который хранит
аптечку и оказывает первую помощь. Однако на практике первую помощь, когда это
бывает необходимо, почти всегда оказывает руководитель, и, таким образом,
функции санитара сводятся к переноске походной аптечки. Тогда нужно ли
обязательно в каждой группе вводить эту должность? Может быть, просто кто-то из
ребят получит аптечку вместе с другими предметами коллективного снаряжения? Но
в тех группах (например, идущих на слет), где ведется санитарный журнал похода,
где проводится ежедневная проверка чистоты рук и ног и т. п., должность санитара
является необходимой.
Кроме того, в походе
согласно руководствам надлежит выделять еще секретаря или корреспондента,
одним словом, ответственного за ведение дневника. Однако учреждение в группе
такой должности для большинства походов вряд ли целесообразно. Прежде всего,
ведение дневника занимает много времени, корреспондента приходится изо дня в
день освобождать от большинства работ на биваке. Его товарищи разжигают
костер, ставят палатки, а он в это время сидит и пишет. Он мало чему может
научиться в походе, да, в конце концов, ему просто скучно. Далее, ребята, даже
довольно долго занимающиеся туризмом, обычно не умеют вести дневник. В него
попадают описания съеденных за обедом блюд и чьих-нибудь шуток, штампованные
восторги по поводу красоты окружающей природы, а вот точного описания маршрута
и других, действительно нужных вещей для групп, которые пойдут по тому же
пути, в дневнике подчас и не найдешь. Умению вести дневник тоже надо учить.
Поэтому лучше установить такой порядок, когда каждый из ребят заполняет в
дневнике один день, а потом руководитель просматривает сделанную запись и разбирает,
что хорошо, а что плохо. В этот день ответственного за дневник надо по возможности
разгрузить от других обязанностей — не назначать дежурным, костровым,
направляющим или замыкающим. Пусть он в течение дня обдумывает, что следует
отразить в дневнике, пусть у него вечером будет достаточно времени для описания
дня. Если в группе есть и опытные, и неопытные ребята, то лучше поручать
ведение дневника только опытным. Неопытным и без того есть чему поучиться в
походе. Короче говоря, ведение дневника одним человеком должно быть
исключением, а не правилом для юных туристов.