Наконец, в зависимости от
целей похода и взятых группой заданий в ней могут быть выделены, так сказать,
«узкие специалисты»: ответственный за сбор гербария, за метеорологические или
гидрологические наблюдения, за сбор геологических образцов и т. д. Хорошо, если
в группе есть фотограф.
Таково распределение
постоянных обязанностей для продолжительного похода. В коротком походе,
например однодневном, часто не возникает необходимости в распределении между
ребятами этих должностей, В малочисленной группе их нередко объединяют:
например, один и тот же юный турист выполняет обязанности и завхоза, и
казначея.
Кроме того, некоторые
обязанности в группе являются временными. Это обязанности направляющего и
замыкающего на марше, которых назначает, смотря по ситуации, руководитель
похода, или обязанности кострового и дежурного на биваке, выполняемые
поочередно всеми участниками похода.
Выделение ответственных в
группе — дело очень важное, и от него во многом зависит успех дохода, поэтому
его надо тщательно продумать. При этом обязательно учитывать туристский опыт,
возможности и склонности ребят. Бессмысленно назначать ответственным за
снаряжение девочку, которая никогда не держала в руках инструмента. Ведь она
даже не сумеет определить, хорошо ли наточен топор или его надо доводить.
Точно так же нельзя назначить, например, ботаником школьника, который
увлекается историей и хочет в походе собирать сведения о героях Отечественной
войны. Надо принимать во внимание не только возможности ребят, но и насколько
ответственно они относятся к делу.
Если руководитель
недостаточно знает ребят, то, готовясь к большому походу, не следует спешить с
выделением ответственных. Лучше сходить с этими ребятами раз-другой в воскресный
поход посмотреть, кто как себя проявит в походных условиях. Здесь проще узнать
характеры ребят, выяснить их истинные возможности и способности.
Нередко перед руководителем
похода возникает вопрос: должен ли он сам назначить ответственных или
предоставить право выбора ребятам? Думается, что в какой-то форме ребята должны
принимать в этом участие. Лишать их этого права было бы так же неправильно, как
и пустить дело на самотек. Скорее всего, кандидатов на должности ответственных
руководителю стоит наметить самому, при необходимости посоветовавшись
предварительно с учителями, с вожатыми, с теми ребятами, которых он хорошо
знает. Потом следует вынести вопрос на собрание группы. Если руководитель
видит, что его предложения встречены всеми доброжелательно, то можно тут же
утвердить кандидатуры. Если у части ребят они вызвали протест, пусть даже
выраженный неявно, или недоумение, надо постараться в тактичной форме отложить
решение вопроса, сказав, например, что кандидатуры были названы сугубо предварительно,
чтобы у ребят было время подумать. Затем в ближайшие дни нужно выяснить, где
была допущена ошибка, что не учтено. Ребята очень часто знают своих товарищей
со стороны, которая остается скрытой для учителей и воспитателей, и у них
могут быть свои основания выражать кому-либо недоверие. Может, например,
оказаться, что парнишка, намеченный руководителем в помощники, действительно
является знающим туристом, но ребята считают, что он склонен зазнаваться,
умышленно демонстрировать свое превосходство над другими. Даже, если это мнение
и неосновательно, все равно не следует назначать этого юношу своим помощником.
Нормальных отношений с группой у него не получится. Лучше подобрать ему другое
поручение, требующее высокой туристской квалификации. При необходимости, в
этом случае рекомендуется даже создать должность, которую раньше вводить не
предполагалось, например, должность топографа. И конечно, при этом нужно
проявить максимальную тактичность. Если ребята догадаются, что руководитель
меняет свое предложение из-за того, что этого парнишку не любят участники
похода, отношения в группе будут испорчены с самого начала. Лучше сказать
примерно следующее: