— В прошлый раз
я высказал мнение, что Валю следует сделать помощником руководителя. Но мы е
вами, ребята, упустили из виду, что нам нужен топограф. Это очень ответственная
работа. Он должен побывать в Доме пионеров, в клубе туристов, посмотреть
имеющиеся там карты, составить кроки маршрута, а что можно — скопировать на
кальку. Я думаю, что всем этим просто некому будет заняться, если Валю мы
сделаем моим помощником.
Другой вопрос, связанный с
распределением обязанностей, который часто волнует руководителя: в какой мере
ему самому брать на себя походные обязанности? Участвовать в несении дежурств
или нет? Брать на себя функции направляющего или замыкающего?
Участвовать в дежурствах
руководителю обычно нет смысла. У него и без того много забот. Но он должен
быть готов, если это нужно, вмешаться в любую работу — будь то работа у костра,
заготовка дров или установка палатки. Не правы те руководители, которые
полагают, что во имя поддержания авторитета они должны только отдавать
распоряжения и ничего больше. Ребята уважают того руководителя, который не пренебрегает
и черновой работой. Что же касается функций направляющего и замыкающего, то это
зависит целиком от конкретной ситуации в походе. Иногда это целесообразно,
иногда — нет. Но если руководитель уверен, что с этим делом справятся и
ребята, надо стараться по возможности дать походить в этой роли им самим,
внимательно наблюдая за действиями подопечных и приходя им на помощь в случае
необходимости.
То же самое можно сказать и
о вмешательстве в работу завхоза, ответственного за снаряжение, и других ребят,
имеющих постоянные обязанности в группе. Надо проверять составленные ими
списки или разработать списки вместе, помогать этим ребятам, контролировать их
работу, вовремя давать советы, но не брать их работу полностью на себя.
Руководствоваться при этом надо тем, что в идеале жизнь туристской группы
должна строиться на основе самоуправления и самообслуживания. К этому и должен
готовить ребят умелый руководитель.
После
того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает
очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.
Проще всего обстоит дело с
непродолжительными походами по родному краю. Для начала можно воспользоваться
специальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные
маршруты. Различные наши центральные и областные издательства теперь более или
менее систематически выпускают подобную литературу. В качестве примера можно
указать книгу «Туристское Подмосковье», которую подготовили мастера спорта Б.
Мясоедов и Т. Пахомова (М., Физкультура и спорт, 1972) См. список литературы на с. 203—201.
Хороший перечень литературы
опубликован в «Книжном обозрении» № 26 за 22 июня
Пусть руководителя и ребят
не смущает, что рекомендованные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От
этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся
необходимая информация о маршрутах (в том числе их схемы), и можно легко
подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям и составу группы.