Предыдущая Следующая

В ходе сбора сведений о предполагаемом районе путешест­вия начинают постепенно вырисовываться несколько возмож­ных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают приблизительно намечены.

После того как район путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по карте. Марш­рут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных пе­реходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дне­вок, если надо, проведения исследовательских работ и экскур­сий, места, где будет пополняться запас продуктов, разраба­тываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.

Следует при этом иметь в виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных. Обычно изме­ренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10 — 15%.

Очень полезно бывает на этом этапе подготовки обращаться с письмами в местные краеведческие музеи, исполкомы сель­ских советов, леспромхозы, сплавные конторы и другие орга­низации, где работают люди, хорошо знающие свой район. Они смогут сообщить об изменениях, происшедших в районе в по­следние годы, о том, на какие продукты можно рассчитывать на месте, о транспортных возможностях и т. д. Писать лучше на бланке учреждения, проводящего поход (школы, Дома пио­неров и т. д.), и формулировать конкретные вопросы, которые остались неясными, а не вообще просить полезных советов. Посылать письма следует не в одну, а сразу в несколько орга­низаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко не на все запросы.

После того как все это проделано, на отдельном листе со­ставляется график движения примерно по такой схеме:

 

День пути

Дата

Маршрут

Километраж

Примечание

 

Полезно также вычертить схему маршрута, показав на ней путь группы, дневные переходы, места ночлегов и дневок. При этом нельзя думать, что эта схема может заменить собой кар­ту. Схема является просто наглядной иллюстрацией к графику движения, не более того. Идти в походе надо по карте, а так как ни в Доме пионеров, ни на детской туристско-экскурсионной станции, ни в клубе туристов вам карту с собой не дадут; надо будет тщательно скопировать ее на кальку. Копировать надо достаточно широкую полосу — хотя бы по 15 км в обе сто­роны от намеченного пути, а не только узкую ленточку мар­шрута.

График движения не всегда стоит детализировать с точ­ностью до дня. Вполне возможно включение в него участков, на прохождение которых запланировано 2—3 дня. И вообще соблюдение графика не должно становиться самоцелью в по­ходе. Это лишь предварительный план, в который по ходу путешествия всегда вносятся какие-то коррективы. Главное — ­выполнить цель похода. То же самое можно сказать и про на­меченные дневки. Дневки надо устраивать, тогда, когда возни­кает в них необходимость, а не ради соблюдения графика дви­жения. Чаще всего потребность в первой дневке возникает после 2—3 дней похода. Эти дни особенно трудны, так как вес рюкзаков еще велик, а участники похода не вошли в форму. Когда назначить дневку — после двух, трех или четырех дней похода, нужно решать в зависимости от состояния группы. Вот почему некоторые руководители походов предпочитают вообще не вносить дневки в график, а просто резервируют несколько дней на их проведение. Конечно, эти дни нельзя путать с запасными днями, которые при разработке маршрута предус­матриваются как резерв времени на случай непредвиденных задержек. Вообще, если позволяет время, дневки можно де­лать каждые 3—4 дня.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz