В ходе сбора сведений о
предполагаемом районе путешествия начинают постепенно вырисовываться несколько
возможных маршрутов. К моменту общего обсуждения обычно они уже бывают
приблизительно намечены.
После того как район
путешествия окончательно выбран, начинается детальная разработка маршрута по
карте. Маршрут разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов,
определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения
исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов,
разрабатываются запасные варианты на случай необходимости сократить маршрут
или, напротив, увеличить его, если останутся лишние дни.
Следует при этом иметь в
виду, что расстояния, измеренные по карте, всегда оказываются меньше реальных.
Обычно измеренный на карте километраж надо увеличить хотя бы на 10 — 15%.
Очень полезно бывает на этом
этапе подготовки обращаться с письмами в местные краеведческие музеи, исполкомы
сельских советов, леспромхозы, сплавные конторы и другие организации, где
работают люди, хорошо знающие свой район. Они смогут сообщить об изменениях,
происшедших в районе в последние годы, о том, на какие продукты можно
рассчитывать на месте, о транспортных возможностях и т. д. Писать лучше на
бланке учреждения, проводящего поход (школы, Дома пионеров и т. д.), и
формулировать конкретные вопросы, которые остались неясными, а не вообще
просить полезных советов. Посылать письма следует не в одну, а сразу в
несколько организаций, так как практика показывает, что ответы приходят далеко
не на все запросы.
После того как все это
проделано, на отдельном листе составляется график движения примерно по такой
схеме:
День пути |
Дата |
Маршрут |
Километраж |
Примечание |
Полезно
также вычертить схему маршрута, показав на ней путь группы, дневные переходы,
места ночлегов и дневок. При этом нельзя думать, что эта схема может заменить
собой карту. Схема является просто наглядной иллюстрацией к графику движения,
не более того. Идти в походе надо по карте, а так как ни в Доме пионеров, ни на
детской туристско-экскурсионной станции, ни в клубе туристов вам карту с собой
не дадут; надо будет тщательно скопировать ее на кальку. Копировать надо
достаточно широкую полосу — хотя бы по
График движения не всегда
стоит детализировать с точностью до дня. Вполне возможно включение в него
участков, на прохождение которых запланировано 2—3 дня. И вообще соблюдение
графика не должно становиться самоцелью в походе. Это лишь предварительный план,
в который по ходу путешествия всегда вносятся какие-то коррективы. Главное — выполнить
цель похода. То же самое можно сказать и про намеченные дневки. Дневки надо
устраивать, тогда, когда возникает в них необходимость, а не ради соблюдения
графика движения. Чаще всего потребность в первой дневке возникает после 2—3
дней похода. Эти дни особенно трудны, так как вес рюкзаков еще велик, а
участники похода не вошли в форму. Когда назначить дневку — после двух, трех
или четырех дней похода, нужно решать в зависимости от состояния группы. Вот
почему некоторые руководители походов предпочитают вообще не вносить дневки в
график, а просто резервируют несколько дней на их проведение. Конечно, эти дни
нельзя путать с запасными днями, которые при разработке маршрута предусматриваются
как резерв времени на случай непредвиденных задержек. Вообще, если позволяет
время, дневки можно делать каждые 3—4 дня.