Предыдущая Следующая

Но туризм—это не только средство физического и при­кладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-полити­ческом и военно-патриотическом воспитании учащихся. При разработке маршрута похода руководитель должен планиро­вать по возможности посещение памятных   и исторических мест, связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, его соратников, видных деятелей нашей партии и государства, мест боев гражданской и Великой Отечественной войн, органи­зацию встреч с передовиками производства и т. д.

Туризм — средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни людей, средство познания красоты природы. Лучшие наши писатели посвятили немало прекрасных страниц родной природе. Ребята читают эти страницы, выписывают цитаты. Но это не может научить их видеть и понимать саму природу так, как понимали ее Толстой, Чехов, Тургенев. Нельзя познать красоту природы только через призму человеческого слова. Если слово не вызовет у читателя того чувства, которое переживал автор, создавая свое произведение, это слово оста­ется пустым звуком.

В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на сло­вах, а на деле. Ради общего дела они учатся преодолевать ус­талость, становиться выше личных симпатий и антипатий, по­могать друг другу, быть чуткими, а если нужно, беспощадны­ми к нарушителям порядка. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у школьника сознательную дисциплину, настойчивость.

Нельзя недооценивать и того, что детскому и особенно под­ростковому возрасту свойственно стремление к новизне, не­обычности, к приключениям и романтике. Туризм—прекрас­ное средство, которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят.

Нужно помнить и о том, что в походе ребята подчас рас­крываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отно­шении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослым и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимо­пониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.

Эта книга адресована всем, кто водит ребят в туристские походы, в первую очередь учителям.

Не секрет, что иногда педагоги не имеют даже начальных туристских навыков. У таких руководителей походы превра­щаются в мероприятия, выматывающие ребят, сеющие раздра­жение и взаимное недовольство, приводят к ссорам и т. д. В то же время привлекать к руководству походами опытных туристов, не связанных со школой, директора, как правило, избегают. В качестве причины обычно называют отсутствие у таких людей педагогического образования. В результате дет­ский и юношеский туризм оказывается в стороне от осталь­ного туристского движения, и поэтому в нем очень мало ис­пользуется накопленный взрослыми туристами опыт.


Предыдущая Следующая