Но туризм—это не только
средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в
идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. При
разработке маршрута похода руководитель должен планировать по возможности
посещение памятных и исторических мест,
связанных с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, его соратников, видных
деятелей нашей партии и государства, мест боев гражданской и Великой
Отечественной войн, организацию встреч с передовиками производства и т. д.
Туризм — средство расширения
кругозора и обогащения духовной жизни людей, средство познания красоты природы.
Лучшие наши писатели посвятили немало прекрасных страниц родной природе. Ребята
читают эти страницы, выписывают цитаты. Но это не может научить их видеть и
понимать саму природу так, как понимали ее Толстой, Чехов, Тургенев. Нельзя
познать красоту природы только через призму человеческого слова. Если слово не
вызовет у читателя того чувства, которое переживал автор, создавая свое
произведение, это слово остается пустым звуком.
В туристском походе
вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких
случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы
дают результат. Так ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Ради
общего дела они учатся преодолевать усталость, становиться выше личных
симпатий и антипатий, помогать друг другу, быть чуткими, а если нужно,
беспощадными к нарушителям порядка. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у
школьника сознательную дисциплину, настойчивость.
Нельзя недооценивать и того,
что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к
новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм—прекрасное средство,
которое естественным путем удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые
взрослыми потребности ребят.
Нужно помнить и о том, что в
походе ребята подчас раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом
отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять
натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые
устанавливаются между взрослым и ребятами в походе, как правило, гораздо более
глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию
и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Эта книга адресована всем,
кто водит ребят в туристские походы, в первую очередь учителям.
Не секрет, что иногда
педагоги не имеют даже начальных туристских навыков. У таких руководителей
походы превращаются в мероприятия, выматывающие ребят, сеющие раздражение и
взаимное недовольство, приводят к ссорам и т. д. В то же время привлекать к
руководству походами опытных туристов, не связанных со школой, директора, как
правило, избегают. В качестве причины обычно называют отсутствие у таких людей
педагогического образования. В результате детский и юношеский туризм
оказывается в стороне от остального туристского движения, и поэтому в нем
очень мало используется накопленный взрослыми туристами опыт.