В настоящей книге конкретно
и в доступной форме изложен тот минимум знаний, который, безусловно, необходим
всякому, кто отправляется в туристский поход.
Книга написана с учетом
опыта массового самодеятельного туризма. Вместе с тем в книге нет прямого
перенесения в детский туризм всего, что накоплено взрослыми. Все заимствования
из практики взрослого туризма были проверены автором на многолетнем опыте
походов со школьниками.
В книге излагаются лишь
элементарные основы техники и тактики пешеходного туризма, главным образом
применительно к летним путешествиям по населенной местности. Рассматриваются,
в частности, вопросы организации группы, выбор маршрута, приводится характеристика
индивидуального и группового снаряжения, даются рекомендации по приготовлению
пищи в походных условиях, разведению костра, подведению итогов похода и т. д.
Кроме педагогов и
пионервожатых, эта книга будет также интересна родителям, отправляющимся в
поход со своими ребятами, организующим поход по поручению родительского комитета
или просто собирающим сына или дочь в дорогу. С пользой для себя ее прочтут
сами школьники, занимающиеся туризмом, а также все, кто недавно стал туристом,
и не накопил еще достаточного опыта путешествий по туристскимтропам.
Значение туризма, как одной
из форм физического развития, познания окружающего мира, всестороннего
воспитания советского человека, особенно молодежи, непреходяще. Это еще раз
подчеркнуто на XXVI съезде КПСС. «Всемерно развивать и совершенствовать
организацию отдыха трудящихся и
туризма», — говорится в «Основных направлениях экономического и социального
развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990-года»¹.
Автор выражает искреннюю
признательность своим младшим товарищам — школьникам, с которыми он
путешествовал по туристским тропам, так как именно эти походы позволили ему
обобщить опыт проведения туристской работы с детьми и затем рассказать об этом
читателям.
*
* *
Первое издание
«Азбуки туризма» вышло в
В соответствии с пожеланиями
рецензентов и читателей "новое, второе, издание «Азбуки туризма» дополнено
разделом, посвященным ориентированию в походе. Кроме этого, более подробно
изложены вопросы, связанные с подведением итогов похода, с оказанием
доврачебной помощи, устранены также ошибки, допущенные в первом издании.
1 Правда, 5 марта
Каждый
поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь
цель. Причем не подразумеваемую, а словесно сформулированную и доведенную до
сведения каждого участника похода.
Перед походом могут
ставиться экскурсионные
цели (посетить места, связанные с жизнью и деятельностью В. И.
Ленина; осмотреть дом-музей П. И. Чайковского; познакомиться с работой
колхоза-миллионера); агитационные
и военно-патриотические (пройти по местам боев Великой
Отечественной войны; посетить подшефный колхоз в период избирательной кампании;
дать концерт самодеятельности); цели, связанные с выполнением общественных заданий
(собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения), и т. д.