Из всех знаний и навыков,
которые необходимо приобрести туристу, умение ориентироваться является самым
сложным и трудноусваиваемым и потому требующим наиболее тщательной отработки,
больших усилий со стороны обучающихся и пристального внимания со стороны
руководителя.
Многие туристские навыки
можно постепенно усвоить и без специально организованного обучения, если
регулярно участвовать в походах. Правильно укладывать рюкзак, разводить
костер, ставить палатку, одеваться и обуваться по погоде и по сезону можно
научиться во время путешествия с более опытными товарищами. Натягивая вместе с
ними палатку или складывая костер и наблюдая за их работой, нетрудно понять,
как это делается. Замечания, которые они делают новичкам по ходу работы,
помогают быстро изжить неизбежные вначале ошибки («Поставь колышек ближе к
себе. Нет, нет... Еще... Вот так хорошо!.» «Сильнее тяни! Смотри — провис
получился». «Оттяни больше в сторону, иначе будут складки»). Подобные
замечания новичок слышит постоянно, когда он работает с опытным туристом. Без
них нельзя: иначе попросту не удастся поставить палатку. Обучение идет при
этом само собой, так что «учитель» и «ученик» не всегда это замечают. После
того как новичок несколько раз натягивал таким образом палатку, он и сам
начинает понимать, куда лучше вбить колышек, насколько сильно нужно натянуть
веревки и т. п. Примерно то же можно сказать и про поддержание костра, про
устройство очага, укладку рюкзака и многое другое. Совсем иначе обстоит дело с
ориентированием.
Простое наблюдение за
действиями человека, умеющего ориентироваться, почти ничего не дает новичку.
Дело в том, что ориентирование — это действие в уме, осуществляемое в основном
про себя. Конечно, результатом его будут передвижения на местности, но это уже
вторичные, исполнительные действия, это реализация решений, принятых в уме. В
каком-то смысле это похоже на игру в шахматы. Шахматист все ходы, и свои и возможные
ответы противника, обдумывает про себя, и вся цепь его размышлений, в
результате которых он решает сделать тот, а не другой ход, остается скрытой для
зрителей. Зритель видит только сделанный ход, а почему сделан именно этот, а
не другой ход, зритель не знает, и обычно об этом догадывается только
достаточно опытный шахматист. Сходным образом обстоит дело и с ориентировании.
Новичок может заметить, что руководитель сначала шел в одном направлении,
потом стал немного забирать в сторону, через некоторое время резко свернул
вправо и т. д. Но почему он стал забирать в ту сторону, а не в другую, почему
он начал это делать не сразу по выходе, а лишь через некоторое время, понять
все это, только наблюдая за действиями человека на местности, очень трудно. Во всяком
случае, для новичка это вряд ли возможно. Отсюда некоторые практические
выводы. Рассчитывать, что умение ориентироваться придет само собой, в ходе
накопления походного опыта, практически не приходится. В этом отличие
ориентирования от большинства других туристских навыков¹.