¹ Сказанное не следует, конечно, понимать абсолютно. В
конце концов, можно научиться ориентироваться и в процессе самообучения. Просто
на это уйдет очень много времени (по наблюдениям автора — порядка 2— 3 лет
регулярных занятий туризмом, и то при условии систематического обращения к
литературе по топографии и постоянных попытках применить на местности описанные
там приемы). Обучение же новичков, как оно описано ниже, требует (опять же по
наблюдениям автора) самое большое 40 часов работы на местности. После этого
юный турист может свободно, ориентироваться.
Значит, ориентированию нужно
обучать. Естественный вопрос: когда и как это делать? Здесь все зависит от
календарного плана туристского, кружка или секции. Надо только помнить, что
если задумано на каникулах провести большой поход, то там обучать
ориентированию будет уже поздно. Лимит времени и вся обстановка обычно не
позволяет этого сделать. Обычно такая группа обеспечивает прохождение маршрута
силами 2—3 ребят, умевших ориентироваться и раньше. Они-то, конечно, пополнят
свой походный опыт, но для остальных ориентирование так и останется загадочной
тайной за семью печатями. Если же по ходу дела выясняется, что никто, включая
наиболее опытных ребят и самого руководителя, не может ориентироваться
достаточно уверенно, то после одного-двух случаев потери ориентировки и
хаотических блужданий поход обычно сводится к «отшагиванию» километров от
дерева ни к деревне по проселочным дорогам. Вряд ли он оставит светлые
воспоминания у его участников.
Обучать ориентированию лучше
всего в туристском лагере или в серии воскресных походов. В этих условиях
обучение ориентированию может быть основной целью каждого выхода, целью,
которой подчиняются все остальные. По терминологии, которой мы пользовались в
первой главе, это будут походы с учебными целями. Превратить же многодневный
поход в учебный, как правило, дело трудное: там практические цели обычно
доминируют над учебными. А если иметь в виду обучение ориентированию, то
эффективность нескольких однодневных походов будет заметно выше равного им по
длительности многодневного похода. Желательно только при этом не собирать
большие группы, с тем, чтобы каждый из ребят мог несколько раз попробовать себя
в роли ведущего.
И, наконец, последнее
замечание. Говорят, чтобы научиться плавать, надо войти в воду. Учиться плавать
на берегу бессмысленно. Аналогичным образом научиться ориентироваться, можно
только на местности. Отнюдь не в классе. Занятия в классе могут играть лишь
вспомогательную роль. Если в отношении плавания это понятно всем, то иначе
обстоит дело с ориентированием.
Обычная ошибка неопытного руководителя? состоит в том, что львиную долю
времени, отведенного на обучение ориентированию, он тратит на занятия в
классе: например, два двухчасовых занятия в неделю — класс и одно воскресенье в
месяц — выход. Надо ли объяснять, что это похоже на обучение плаванию на суше?
Итак, обычная задача на ориентирование,
которую приходится решать туристу, состоит в том, что надо прийти из одного
пункта в другой, пользуясь только компасом и картой. Местность незнакомая и к
тому же закрытая, т. е. лишенная сколько-нибудь широкого обзора. Пусть мы
находимся на высоте 211,5 и нам нужно прийти к домику лесника (см. рис. 8).