Где причины такой неудачи?
Люди не договорились заранее о цели похода. Одни видели ее в пассивном отдыхе
на свежем воздухе — искупаться, полежать, позагорать; другие — в прогулке по
лесу, связанной с собиранием грибов и ягод, лесных цветов. Наконец, третьи
хотели как следует пройтись, почувствовать к концу дня приятное утомление,
вернуться в город, как обычно говорят, усталыми, но довольными. Ничего
подобного не произошло бы, если тот, кто предложил устроить поход, заранее
сформулировал цель похода. Совсем необязательно излагать ее в казенных фразах:
«Цель похода заключается в пассивном отдыхе» или «Цель похода заключается в
овладении активными способами передвижения». Не обязательно употреблять и само
слово «цель». Можно было сказать совсем просто: «Мы особенно спешить не будем,
нарвем по дороге цветов, пособираем грибы и ягоды. Если устанем, отдохнем. Пройденные
километры нас не интересуют, главное — провести выходной день в лесу». Или так:
«Мы пройдем за день километров 25 — 30,
чтобы как следует размяться». Вероятно, что при такой постановке вопроса кто-то
отказался бы от участия в походе и провел бы воскресный день так, как ему
привычно. Но зато все участники похода одинаково понимали бы его цель, и между
ними не возникало бы никаких недоразумений.
Все сказанное, вполне
применимо и к походам юных туристов. Правда, столь ожесточенных споров у них
обычно не бывает — дети привыкли подчиняться решению взрослого руководители.
Разочарование тоже чаще всего проявляется не очень сильно — пусть поход прошел
не так, как хотелось, но все равно это лучше, чем сидеть дома. Но некоторое
чувство досады все равно остается. А кто-нибудь скажет так: «Все было хорошо.
Вот только я думал научиться костер разводить, а у нас сразу поручили это Яше.
Только он костром и занимался». Или: «Поход прошел очень удачно. Жаль только,
что в музей Тютчева не поспели. Надо было, чтобы нас Саша вел, он хорошо ходит
по компасу». А Саша говорит: «Другим тоже надо учиться». Ну, и учились. В
результате в музей опоздали».
Вот почему цель повода надо
обязательно формулировать и сообщать всем участникам похода. Пусть каждый из
них, подумав, решит, идти ли ему в этот поход или нет. Это следует делать,
чтобы ребята не ожидали от похода того, чего в нем наверняка не будет, и не
испытывали потом разочарования. Кроме того, от целей зависит организация
похода. Если цель исхода спортивная, то обязанности в группе нужно распределить
так; пусть каждый делает то, что у него лучше всего выходит. Если же группа
отправляется в поход с учебной целью, то распределение обязанностей будет
другим: пусть каждый делает то, что у него плохо получается, пусть учится,
приобретает навыки. Если руководитель предполагает использовать поход для
того, чтобы научить ребят разводить костер, он попросит каждого взять с собой
топор, спички и предусмотрит длительный привал, чтобы каждый смог поработать с
огнем. Значит, маршрут не должен быть слишком продолжительным. Если же
руководитель хочет научить ребят ориентироваться на местности — значит, каждый
должен взять с собой компас, а дневной привал делается по возможности короче,
чтобы осталось больше времени на переходы и каждый смог побывать в роли
ведущего. Маршрут в этом случае может быть достаточно протяженным, но
допускающим выход с него раньше достижения конечной точки: всегда может случиться, что кто-то из
ребят запутается, группа потеряет много времени и нужно будет, в конце концов,
кратчайшим путем выходить на станцию. Для такого похода лучше всего избрать
кольцевой или полукольцевой маршрут с выходом на одну и ту же или близкие друг
к другу железнодорожные станции. А вот линейный маршрут (с одной дороги на другую)
для этого похода выбирать не рекомендуется.