Вот еще совет, касающийся
цели похода. Не следует намечать слишком много целей. Они предъявляют к походу
плохо согласующиеся, а часто и вообще несовместимые требования.
Лучше, если перед походом
будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше,
то надо совершенно четко выделить среди них главную. Все остальные цели
рассматриваются как необязательные, которые выполняются лишь постольку,
поскольку остается время и возможности.
К сожалению, это далеко не
всегда понимают руководители детских походов. Часто они намечают для 8 —
10-дневного похода длинный список самых разнообразных целей. Тут и посещение
памятных мест, связанных с историей образования и развития нашего государства,
краеведческих,, художественных и литературных музеев и памятников, сбор
материалов о героях гражданской и Великой Отечественной войн, о первых комсомольцах
или передовиках производства; экскурсии на заводы, фабрики, колхозы, совхозы
или научно-исследовательские учреждения; выполнение заданий научных организаций
или музеев; оказание помощи в работе колхозов, совхозов, лесничеств; сбор
коллекций и гербариев; обучение ребят, впервые участвующих в походе, основам
туризма.
Пытаясь реализовать все
перечисленные цели, руководители и участники походов оказываются в большом
затруднении. Как ни планируй, а множество целей, поставленных перед походом,
всегда приводит к хронической нехватке времени, спешке, постоянной
необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел. Долгие
часы, проходящие в томительном ожидании, сменяются лихорадочными
марш-бросками. Постоянная нервотрепка приводит к тому, что все становятся
раздражительными, ссоры возникают по пустякам. Ребята измучены. Руководитель и
того больше. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя
заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Надо также
иметь в виду, что подготовить по-настоящему задание за 3—4 дня до выхода в
поход невозможно. Например, реальную помощь колхозам, совхозам или лесничествам
можно оказать только в том случае, если кто-то заранее съездит на место и
договорится, в какой день, на какой срок и сколько человек приедет работать.
Иначе председатель колхоза или бригадир попросту не сумеют занять работой всех
ребят, и организация работы займет слишком много времени.
С выполнением заданий
научных учреждений дело обстоит тоже далеко не так просто. Дело в том, что эти
учреждения довольно неохотно дают задания юным туристам, полагая, что собранные
ими сведения никакой научной ценности представлять не будут, так как они
собраны не специалистами. Какая-то доля правды в этом есть; поэтому нужно
потратить немало времени для того, чтобы добиться от представителей научного
учреждения такого задания, которое было бы посильно юным туристам.
Конечно, все сказанное вовсе
не означает, что ребятам вообще лучше не заниматься выполнением общественно
полезных заданий, посещением памятных историко-революционных мест, сбором
сведений о героях войны, не знакомиться с передовыми предприятиями — короче
говоря, не заниматься всем тем комплексом дел, которые нередко рекомендуют
проводить в походах. Однако надо учитывать, что по своему характеру эти дела
часто таковы, что могут быть интересны для очень многих пионеров и школьников,
а не только для тех, кто увлекается туризмом.