Предыдущая Следующая

Вот еще совет, касающийся цели похода. Не следует на­мечать слишком много целей. Они предъявляют к походу пло­хо согласующиеся, а часто и вообще несовместимые требова­ния.

Лучше, если перед походом будет поставлена только одна цель. Если все же намеченных целей две или больше, то надо совершенно четко выделить среди них главную. Все остальные цели рассматриваются как необязательные, которые выпол­няются лишь постольку, поскольку остается время и возмож­ности.

К сожалению, это далеко не всегда понимают руководители детских походов. Часто они намечают для 8 — 10-дневного по­хода длинный список самых разнообразных целей. Тут и посе­щение памятных мест, связанных с историей образования и развития нашего государства, краеведческих,, художественных и литературных музеев и памятников, сбор материалов о геро­ях гражданской и Великой Отечественной войн, о первых ком­сомольцах или передовиках производства; экскурсии на заво­ды, фабрики, колхозы, совхозы или научно-исследовательские учреждения; выполнение заданий научных организаций или музеев; оказание помощи в работе колхозов, совхозов, лесни­честв; сбор коллекций и гербариев; обучение ребят, впервые участвующих в походе, основам туризма.

Пытаясь реализовать все перечисленные цели, руководите­ли и участники походов оказываются в большом затруднении. Как ни планируй, а множество целей, поставленных перед по­ходом, всегда приводит к хронической нехватке времени, спеш­ке, постоянной необходимости отдать предпочтение одному из двух одинаково важных дел. Долгие часы, проходящие в томи­тельном ожидании, сменяются лихорадочными марш-бросками. Постоянная нервотрепка приводит к тому, что все становятся раздражительными, ссоры возникают по пустякам. Ребята из­мучены. Руководитель и того больше. Да, кроме всего, пытаясь выполнить несколько взятых на себя заданий, туристы обычно не могут как следует выполнить ни одного. Надо также иметь в виду, что подготовить по-настоящему задание за 3—4 дня до выхода в поход невозможно. Например, реальную помощь колхозам, совхозам или лесничествам можно оказать только в том случае, если кто-то заранее съездит на место и догово­рится, в какой день, на какой срок и сколько человек приедет работать. Иначе председатель колхоза или бригадир попросту не сумеют занять работой всех ребят, и организация работы займет слишком много времени.

С выполнением заданий научных учреждений дело обстоит тоже далеко не так просто. Дело в том, что эти учреждения довольно неохотно дают задания юным туристам, полагая, что собранные ими сведения никакой научной ценности представлять не будут, так как они собраны не специалистами. Какая-то доля правды в этом есть; поэтому нужно потратить немало времени для того, чтобы добиться от представителей научного учреждения такого задания, которое было бы посильно юным туристам.

Конечно, все сказанное вовсе не означает, что ребятам во­обще лучше не заниматься выполнением общественно полез­ных заданий, посещением памятных историко-революционных мест, сбором сведений о героях войны, не знакомиться с передо­выми предприятиями — короче говоря, не заниматься всем тем комплексом дел, которые нередко рекомендуют проводить в походах. Однако надо учитывать, что по своему характеру эти дела часто таковы, что могут быть интересны для очень многих пионеров и школьников, а не только для тех, кто увлекается туризмом.


Предыдущая Следующая