Разве, например, знакомство
с архитектурными памятниками или посещение мест, связанных с
историко-революционными событиями в стране, представляет интерес только для
юных туристов? Разве не захотели бы принять участие в таком мероприятии все
ребята? В транспортном отношении такие памятные места, как правило, хорошо
доступны, посетить их можно не только походным порядком. Так пусть там побывают
все желающие, а не только небольшая группа участников похода.
Некоторые подобные
мероприятия лучше включать в план работы не туристского, а каких-то других
кружков. Например, сбор сведений о героях войны, об участниках революционного -
движения следует поручить скорее юным историкам, а туристам подключаться к этим
делам периодически.
Наконец, надо всегда
учитывать, что можно сделать в течение одного похода, а что требует
систематической работы секции. Частая ошибка неопытного руководителя
заключается в том, что все дела, которые уместны в годовом плане работы
туристской секции, он включает в план 7 — 8-дневного похода.
И еще один практический
совет относительно целей, намечаемых для походов. Как правило, перед походами
новичков не следует ставить никаких специальных целей, кроме того, как успешно
пройти данный маршрут и чему-то научиться. Слишком многим должен еще овладеть
новичок, слишком, занято его внимание выполнением элементарных с точки зрения
опытного туриста вещей. Передвижение по маршруту, ориентирование, разбивка
бивака, разведение костра, приготовление пищи — все это представляет
самостоятельные задачи для новичка, и овладение каждым из этих умений может
быть для него целью похода. Только после того, как юный турист овладел всеми
этими навыками, он может применить свои знания и навыки для достижения каких-то
других целей.
Когда, например, ребята одной из московских школ проводили исследование верховьев речек бассейна реки Клязьмы, то в эти исследовательские походы ходили только достаточно опытные туристы. И если вдруг речка начинала ветвиться (а это почти всегда бывает при приближении к истокам), необходимость делиться на группы никого не ставила в тупик. Ребята спокойно расходились парами, и в назначенный час всегда собирались в условленном месте. Новички же, при всем своем желании, были бы не в состоянии этого сделать. Для них в школе устраивались туристские лагеря и походы без исследовательских целей.
Итак, азбучные истины,
касающиеся целей похода, сводятся
к следующему:
1. Во всяком походе должна быть намечена цель, которую
надо словесно сформулировать и довести до сведения всех участников похода.
2. Для похода нельзя намечать много различных целей.
Лучший вариант — это одна цель. Если целей намечено больше одной, среди них
должна быть совершенно четко определена главная.
3. Организация похода зависит от целей похода, при этом в
первую очередь учитывается главная цель.
4. В походах новичков, как правило, не должно быть специальных
заданий. Цель такого похода заключается в успешном прохождении маршрута и
овладении элементарными туристскими навыками.