Предыдущая Следующая
Но спустя
годы подвиг отважного русского путешественника-землепроходца был оценен по
заслугам. В 1898 г.
в ознаменование 250-летия исторического плавания Семена Дежнева по ходатайству
Русского Географического общества и Главного гидрографического управления
Морского министерства России царским указом было предписано «мыс Восточный
именовать впредь мысом Дежнева».
Трудами
русских полярных мореходов было:
установлено
наличие и определена фактическая протяженность сквозного пути из Атлантического
в Тихий океан;
доказано, что
американский и азиатский континенты не соединяются между собой;
опровергнуты
беспочвенные представления о непроходимости ледовитых морей для судов;
открыт
пролив, ведущий из Северного Ледовитого океана в Тихий.
Ими были
созданы предпосылки для достоверных и обоснованных представлений о Севере. С
эпохи Ренессанса сведения русских картографов становились известными на Западе.
XVII в.
был прославлен также именами таких русских землепроходцев, как Иван Юрьевич
Москвитин, Василий Данилович По-
ярков, Ерофей
Павлович Хабаров, Владимир Васильевич Атласов и др. Благодаря их отваге и
мужеству были открыты и исследованы огромные территории Восточной и
Северо-Восточной Азии.
И.Ю.Москвитин,
возглавлявший отряд казаков, в 1639
г. первым из русских (европейцев) достиг Охотского моря.
Он открыл его побережье и Сахалинский залив. Отряд под руководством
В.Д.Пояркова в 1643—1646 гг. проник в бассейн Амура, открыв среднее и нижнее
течение этой реки до устья. Им были также собраны ценнейшие сведения о природе
и населении Приамурья. Научные изыскания в Приамурье были продолжены
экспедициями 1649— 1653 гг. Е.П.Хабарова, который «составил чертеж реке Амуру».
Е. П. Хабаров в 30-е гг. исследовал бассейн реки Лены. Первые сведения о
Камчатке и Курильских островах были получены в конце XVII в. благодаря изысканиям сибирского казака,
землепроходца В.В.Атласова, совершившего в 1697 — 1699 гг. походы по Камчатке.
Освоение
огромных восточных территорий требовало и развития инфраструктуры. Дорожному
строительству на Руси, несмотря на расхожее мнение об обратном, уделялось самое
пристальное внимание. Уже в XVI
в. появляются первые описания дорог местного значения, например роспись дорог
Новгородской земли. Подобные «изгонные книги», или «Русские дорожники»,
становятся общеупотребимыми среди «служилых людей» и купцов, постоянно
пополняясь сведениями.
В 1627 г. создается один из
первых путеводителей «Книга Большому Чертежу», представляющий комментарии к
первой общегосударственной карте России. Перепись городов и селений — «верстные
книги» — составленная по распоряжению Ямского приказа, представляла собой также
прообраз путеводителя, являясь справочником дорог. В ней указывались дороги,
идущие от Москвы, а также расстояния между постоялыми дворами и городами.
Существовали в России того времени и справочники, содержащие сведения о
важнейших иноземных торговых городах с указанием морских и сухопутных путей к
ним.
Большое
внимание уделялось и содержанию путей сообщения. Известно, что починка дорог, мостов
и гатей возлагалась в виде своеобразного налога на местное население. А в
Соборном Уложении 1649 г.
был ряд статей, возлагающих ответственность за сохранность и содержание
сухопутных и речных путей на феодалов.
Предыдущая Следующая