В допетровский период сначала представителям восточнославянских племен, а затем подданным Русского государства были свойственны крупномасштабные миграции. В основе этих миграционных процессов находилась поливариантная мотивация: экономического, социального, внутри- и внешнеполитического характера, т. е. внешняя мотивация. Поэтому эти глобальные перемещения людей носили черты «прототуризма».
Но существовала и внутренняя мотивация путешествий в средневековой Руси.
Во-первых, это паломнический туризм.
Во-вторых, поездки князей к родственникам в другие государства отнюдь не всегда носили «государственный» характер. Например, Владимир Мономах долгое время жил за границей, вне Руси, у своих родственников в Константинополе, Кракове, Вроцлаве, Брно и других местах.
В-третьих, людей, которые становились казаками на границах государства и землепроходцами, в походы толкали не только державное желание «прииска новых землиц», но несомненная жажда приключений и тяга к новым впечатлениям. Купцы, как видно на примере Афанасия Никитина, стремились не только к обогащению. Были дипломаты и студенты-космополиты. Но все эти разновидности туризма носили «штучный» характер.
Конечно, кроме паломнического и находящегося в зачаточном состоянии социального туризма правящей элиты, а также экспедиций землепроходцев, туризма как массового явления в нашей стране быть не могло. На Руси, а впоследствии, как она стала называться с правления Василия III, в России, население было уравнено в бесправии. Отсутствовала и свобода передвижения. Об этом, в частности, пишет в «Доношении о Московии» посол императора Максимилиана I (Габсбурга) Франческо да Колло, осуществлявший свою дипломатическую миссию в Москве в 1518 —1519 гг. Москва «имеет стены не каменные, но из дерева, столь хорошо спаянные между собой, что их поистине можно назвать укреплениями; разделена на районы со своими разгородками: так что войти из одного в другой вовсе нелегко для всех; и еще того менее разрешено кому бы то ни было переходить из одного города в другой, или с одного места на другое без разрешения Князя или его служителей. Покидать страну запрещено кому бы то ни было и в особенности чужеземцам, поскольку все выходы строжайше охраняются, и нарушителей подвергают суровейшим наказаниям. Чужеземцам из любой страны свободно разрешено въезжать в страну, и того более — их не только принимают, но и осыпают милостями» [46]. Это положение развивает и поляк Матвей Меховский в своем «Трактате»: «Иноземцам с умом и дарованием легче было въехать в Россию, нежели выехать из нее», а также что «не только холопы и пленные, но и свободные люди и иностранцы не могли покинуть страну без разрешения князя».
Контрольные вопросы и задания
1. Каким образом климатогеографические и экономические условия влияли на переселения восточных славян?
2. Имена каких средневековых русских паломников Вам известны?
3. Расскажите о причинах и маршруте путешествия Афанасия Никитина.
4. Какой вклад был внесен новгородцами в освоение северных и северо-восточных территорий?