Предыдущая Следующая

Появление англичан в городе Сринагар было настоящей сенсацией для его жителей, лишь однажды до этого видевших европейцев (в 1796 г. здесь побывал полковник Хардуик). Дабы удовлетворить любопытство горожан, местные власти попросили членов экспедиции пройтись по городу. Отсюда к истоку Ганга была послана немногочисленная группа проводников-индусов. «Большая скала... с двух сторон омываемая неглубоким потоком, имеет сходство с лежащей коровой. На поверхности скалы с одного края есть углубление, побудившее окрестить скалу «Гаумоки», что значит «пасть коровы; по народному преданию, она изрыгает воду священной реки. Дальше идти было невозможно; перед индусами отвесной стеною вздымалась гора. Ганг, по-видимому, выходил из-под снега у ее подножия. Долина здесь заканчивалась. Никто никогда не проникал дальше», — записал Уэбб [48].

После того как цель экспедиции была достигнута, путешественники стали возвращаться назад, но решили пойти другой дорогой. Они посетили города Бадринат и Мана, а также священный водопад Барсу. «Здесь заканчивается путь пилигрима. Многие идут сюда для того, чтобы их оросили брызги священного водопада», — отметил Уэбб. В Бадринате путешественники посетили старинный индуистский храм, который был одновременно центром паломнического и лечебного туризма. В этом храме омовения совершаются в бассейнах с очень горячей серной водой.

В отчете путешественник довольно цинично затронул меркантильную сторону паломнических туров. «Число горячих источников очень велико. У всякого свое название и особое свойство, а брахманы, конечно, ухитряются извлекать пользу из каждого. И бедный паломник, совершая по очереди требуемые омовения, замечает, что не только убывает количество его грехов, но и кошелек его скудеет. Многочисленные поборы, которые взимают на этом пути к раю, могли бы привести его к выводу, что хождение по узкой стезе добродетели также обходится недешево.»

В 1808 г. для исследования Пенджаба, где было расположено государство сикхов, была послана новая экспедиция. Кроме эт-

* В начале XIX в. массовые ритуальные самоубийства были запрещены местным правительством.


нографических наблюдений за сикхами, были внимательным образом исследованы и рынки городов этого региона, в особенности г. Амритсара. Большое внимание уделялось и проблемам, связанным с паломничеством. «С соблюдением соответствующих обрядов, посетил Амритсар — то есть «бассейн бессмертия.» Отсюда и название города. Амритсар — водоем площадью в сто тридцать пять квадратных ярдов — выложен обожженным кирпичом. Участники этой экспедиции посетили Лахор, заметив, что «на этот город, как на Дели и Агру, время наложило свою тяжелую разрушающую руку», не могли не полюбоваться красотами Тадж-Махала, а затем возвратились в Дели. Очевидно, что участники данного «вояжа», выполняя конкретный заказ компании, также по мере возможности сумели ознакомиться со всеми достопримечательностями, которые были на данной территории.

В 1809 г. Компания решила исследовать страну Синд, к эмирам которой и было послано посольство. Чтобы как можно больше разузнать об этом районе члены экспедиции разделились на две группы. В г. Хайдарабаде экспедиция вновь собралась в полном составе. Благодаря этому в значительной степени разведывательному походу удалось ближе познакомиться с одной из пограничных стран, пересекаемой Индом, получить ценные сведения о богатствах этого края, а заодно и перекрыть французам доступ в эти края.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz