Роберт Мак-Клур (1807—1873) обследовал последний неизвестный участок Северо-западного прохода между Атлантическим и Тихим океанами во время своих арктических плаваний в 1850 — 1853 гг. Он завершил, таким образом, поиски этого «непроходимого прохода», как его окрестила европейская пресса, который искали на протяжении нескольких столетий. О своих странствиях в полярных широтах Р. Мак-Клур написал в книге «Открытие северо-западного прохода».
Нильс
Норденшельд (1832—1901) был одним из покорителей Северо-восточного прохода.
Свое первое путешествие молодой ученый, эмигрировавший из Финляндии в Швецию,
совершил в Гренландию. В
Это путешествие доказало, что если использовать благоприятные погодные и, особенно, временные условия, то Северо-восточный проход может быть пригоден в экономических целях.
Джордж де Лонг участвовал в поисках экспедиции Н.Норден-шельда, чья длительная зимовка вызвала самые серьезные опасения. Но узнав, что с путешественниками все в порядке, он решает идти на покорение Северного полюса. При выходе из Берингова моря в открытый океан, его судно «Жанетте» вмерзло в льды и дрейфовало таким образом 21 месяц. За это время были проведены многочисленные научные исследования. Экипаж смог высадиться на островах Новосибирского архипелага и далее на лыжах добраться до устья Лены. Эвенки обнаружили моряков и оказали им необходимую помощь. К сожалению, сам Лонг и многие члены экипажа погибли, но сохранившиеся дневниковые записи сделали достоянием науки их исследования.
Рис. 3.10. Карта маршрута экспедиции Джеймса Кларка Росса
Знаменитый
норвежский ученый-путешественник Фритьоф Нансен (1861 — 1930) начал свою
арктическую карьеру двадцатилетним юношей, отправившись в
План Ф. Нансена казался многим антинаучным. Путешественник предлагал пройти Северо-восточным проходом, минуя полуостров Таймыр, дать кораблю вмерзнуть в лед. Ф. Нансен изучил плавник, которым пользовались эскимосы в Гренландии, и понял, что родиной его происхождения была Сибирь. Основываясь на этом и некоторых других фактах, Ф. Нансен считал, что существующие течения вынесут корабль в высокие широты, где можно будет легко на лыжах достичь искомой точки — Северного полюса. А корабль будет дрейфовать дальше, и где-то в районе Шпицбергена можно будет освободиться от ледового плена и возвратиться в Скандинавию, совершив небольшую «кругосветку» вокруг полюса.