Препятствовал развитию массового туризма и такой вид документа, как подорожная. Он представлял собой разновидность внутреннего паспорта, и без этой бумаги отправляться в путь было нельзя. Подорожная выдавалась каждому, кто хотел совершить сколько-нибудь дальнюю поездку. В ней указывался маршрут следования и его цель, имя проезжающего, количество подвод и лошадей, которые были ему необходимы, а также порядок оплаты проезда. Без этого документа путешествующие не могли получить лошадей, а соответственно и дальше передвигаться.
Но несмотря
на все запреты закрытого и антидемократичного государства количество людей,
совершавших различные поездки, росло год от года. Петр I в январе
Согласно этому указу необходимо было построить на дорогах «дворы с довольными покоями для людей и лошадей, со съестными харчами и конскими кормами, ...чтоб проезжим людям в тех домах ни в чем никакой нужды и от торговли в цене обиды не было» [59].
Продолжает совершенствоваться транспорт. В средствах передвижения наблюдается большое разнообразие различных его видов. Среди господствующих классов больше всего были распространены кареты. Иногда их делали, а особенно отделывали, годами. Кареты украшали инкрустациями, живописью, резьбой по дереву. Иногда эти средства передвижения представляли собой произведения декоративно-прикладного искусства. Кареты для царских выездов заказывались у лучших заграничных мастеров. Расписывали их известнейшие мастера-живописцы: Буше, Ватто. Для удобства путешественника стали использовать рессоры и поворотный круг. Кареты имели, как правило, по два окна, в которые вставляли хрустальные стекла, и застекленную же дверь.
Екатерина II во время своей поездки в Крым в
* Ям — селение на почтовом тракте на Руси в XIII —XIX вв., жители которого назывались ямщиками. Ямы располагались на расстоянии 20 — 30 верст, а в Сибири — 100 верст и более.
на восемь человек, игорного стола, небольшой библиотеки и была снабжена всякими удобствами... Движение было так плавно и покойно, как движение гондол» [60], — свидетельствовали очевидцы.
Публика менее состоятельная предпочитала на дальние расстояния ездить в возках. «Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадал холодный воздух. С обеих сторон в нем находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпрепровождения книги и все необходимое для жизни в пути. Спереди над головой висел фонарь Внизу возка помещались постели, на которых путники лежали днем и ночью во время переезда с места на место» [59].
Как средство
передвижения пассажиров (туристов) и размещения их в гостиницах стала выступать
почта, зачатки которой появились в России еще в XVII в. Правда, в то время по почте пересылали
только дипломатическую документацию. В XVIII в. существовали почтовые тракты от Москвы до
Санкт-Петербурга, Киева, Архангельска, Астрахани, как уже говорилось выше, стал
строиться и тракт в Сибирь. При почтовом ведомстве и стали организовываться
гостиницы, первая была создана в