Предыдущая Следующая
О влиянии
туризма на развитие культуры в нашем обществе говорит тот факт, что именно
благодаря гостиницам появились, в частности, общественные бани. В гостинцах
стал расти уровень сервисных услуг. Проезжающие могли там не только
переночевать и поесть, но и помыться с дороги. Постепенно в бани при гостиницах
стали приходить и местные жители. А в 1782 г. появился «Устав благочиния», согласно
которому в банях устанавливались специально мужские и женские дни.
Тяга к
«гостеванию» у наших предков была огромна. И если они не могли насытить свою
жажду новых впечатлений посредством зарубежного или внутригосударственного
туризма по понятным причинам, то ходить в гости друг к другу им никто запретить
не мог. Это явление не имело никаких сословных рамок и ограничений. Но, по всей
вероятности, в провинции ходили в гости чаще, чем в столицах. О масштабах этого
явления можно догадаться, прочитав, например, в дневнике купца И. А. Толченова
из г.Дмитрова, что он за 16 лет был в гостях 905(!) раз, а после его переезда в
Москву за 14 лет, с 1797 по 1811 гг., «всего» 457 раз [59].
В XVIII в. в России начинает зарождаться детский
(школьный) туризм. Первоначально это были экскурсии с целью ознакомле-
ния учащихся
с разнообразием местного растительного мира. Но постепенно экскурсии, связанные
с различными краеведческими вопросами, становятся столь органичны в школьной
программе, что их необходимость была зафиксирована в Уставах учебных заведений
начиная с 1786 г.
Школьники не только стали выезжать на природу, но посещать местные заводы и
мануфактуры, рудники и т. п. В XIX
— начале XX вв. для активизации
экскурсионного дела стали привлекать выдающихся ученых: Д.И.Менделеева,
П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.М.Пржевальского, К.А.Тимирязева, И.П.Павлова,
В.И.Вернадского и др. Министерство народного образования и Синод проводили
экскурсии, связанные с патриотическим и идеологическим воспитанием учащихся.
В Москве в 1899 г. начала свою работу
Комиссия по организации экскурсий для всех средних учебных заведений столицы.
Вопросы, связанные с экскурсионной работой среди школьников, можно найти в
повестках дня педагогических съездов и совещаний в начале XX в. Начинают выходить журналы, посвященные
экскурсионной работе со школьниками и проблемам краеведения: московский
«Экскурсионный вестник», одесский «Школьные экскурсии и школьный музей».
Разрабатывается экскурсионная методика и предлагается примерный план экскурсий
для всего цикла обучения в школе в работе, вышедшей в 1910 г., «Школьные
экскурсии, их значение и организация» под редакцией Б.Е.Райкова и Г.Н.Боча.
Параллельно
со школьным краеведческим туризмом в конце 70-х гг. XVIII в. начинает зарождаться организованный
зарубежный туризм. В Москве в 1777
г. появляется «План предпринимаемого путешествия в чужие
края» В. Генша. План В. Генша предусматривал поездку студентов (из дворян) в
один из западноевропейских университетов с «ознакомительными» целями. Кроме
того, в Италии, Франции и Швейцарии предполагалось посещение наиболее значимых
культурно-исторических туристских объектов.
Предыдущая Следующая