Предыдущая Следующая

Как же развивался иностранный туризм в России в последние годы XX в.? Динамика туристских прибытий иностранных граждан в Россию отражается в табл. 4.7.

Таблица 4.7

 

Число выехавших, тыс. чел

Год

1993

1994

1995

1996

1997

Всего в том числе туристов

5689 1580

4642 920

10290 1 837

16208 1889

17462 2515 [3]

Можно констатировать, что по этим показателям Россия значительно отстает от США, Франции, Испании, где они выше в 20 — 30 раз. Почему же нашу страну посещает так мало туристов, ведь по опросам ВТО желающих посетить Москву и Санкт-Петербург насчитывается около 30 млн человек? Ответ кроется в недостаточной развитости индустрии туризма. Не хватает гостиниц с европейским уровнем сервиса, нет отлаженной системы перевозок. Также высока и сезонность туризма.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, стал складываться в России только с 1993 г. Своих гостиничных цепей (кроме «Интуриста») в России до этого не существовало. Доходы, в основном, поступали от гостиниц сети


«Интурист», а гостиницы для российских (советских) граждан были планово-убыточными.

С 1992 г. наблюдается сокращение числа гостиниц, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов РФ, хотя во всем мире отрасль гостиничного и ресторанного бизнеса считается «курицей, несущей золотые яйца». Коэффициент загрузки гостиниц России находится на уровне 39%. По этому показателю только Москва сопоставима с другими регионами мира: Москва — 64%; Европа — 61 %, Северная Америка — 65%, Азия и Австралия — 70% [3].

Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство гостиниц, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4*— 5* находятся в совладении с иностранными компаниями или полностью ими управляются.

Около 40 российских отелей соответствуют категории 3*—4*. На сегодняшний день большинство таковых акционированы и находятся в долевом владении государства или города [3]. Несмотря на то что ряд ведомственных гостиниц подтвердил свою категорию 2*—3*, многие из них не соответствуют международным стандартам. Как правило, у них достаточно ограниченный набор предоставляемых услуг, значительная изношенность помещений и устаревшее оборудование и мебель.

К началу 1990-х гг. можно отнести создание в Российской Федерации гостиничных цепей. В этот сегмент российского рынка стали активно внедряться иностранные гостиничные компании. Они начали участвовать в строительстве и реконструкции гостиниц и их управлении, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время в России представлены такие крупные иностранные компании, как австрийская Marco Polo Hotels and Resorts, таиландская Dusit Thani/Kempinski, северо-американские Carlson/ Radisson/SAS, Interstate/Colony, французская Ассог, британские Inter-Continental Hotels, Forte Pie, канадская IMP Group Ltd, гонконгская New World/Renaissanse Hotel и др.

Каково же состояние и перспективы развития рынка услуг предприятий питания на примере Москвы? По состоянию на середину 2000 г. в столице функционировало около 6000 предприятий питания (общедоступной сети) более чем на 170000 посадочных мест. Это составляет 45 мест на одного жителя Москвы (норматив 22 посадочных места). За два года — с 1998 г. — число посадочных мест увеличилось на 22%. В основном, это общедоступные предприятия питания — рестораны и бары высокого класса, кафе и предприятия быстрого обслуживания [75].


Предыдущая Следующая