Через год
путешественник отправился домой. Его путь пролегал через Памир, миновав южную
оконечность пустыни Такла-Макан, озеро Лобнор, расположенное на необъятной
равнине. И вновь на границе с Китаем он попадает в плен к гуннам, где пробыл
около года. Ему удалось бежать и вернуться на родину. Во время этого
путешествия, как он сам подсчитал, ему пришлось пройти более
Крайне важно
упоминание в летописи о том, что в
Видимо, с этого времени можно говорить о налаживании трансконтинентальной торговли между Европой и Азией, где основными торговыми партнерами долгое время были Китайская и Римская империи.
В правление династии Хань создаются огромные многопалубные суда (известно о четырехпалубных исполинах), на которых было свыше 1000 матросов. Это были корабли, предназначенные для дальних морских экспедиций военного и дипломатического характера. Не случайно упоминается о том, что на них были специальные каюты для чиновников и послов императора. Видимо, императорский флот уже во времена династии Хань состоял из нескольких тысяч судов. Для обучения моряков было сооружено даже искусственное озеро.
Характеризуя состояние морских путешествий этого периода, летописец сунской династии, буддийский монах, писал: «По морским путям корабли плывут один за другим, торговцы и послы отправляются из страны в страну». Очевидно, что все морские трассы от залива Бохайвань до Гуандуня были связаны к концу правления династии Хань в единую систему.
Продолжала
развиваться и картография. Самые древние из сохранившихся карт (
Известно, что в более ранние времена также существовали карты, но на них не было масштабной сетки.
Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна (II в. н.э.). Видимо, он первый создал географическую сетку. В III в. н. э. в Китае уже существовали официальные стандарты по изготовлению карт.
В Древнем Китае были даже трехмерные карты. Во дворце императора Цинь Шихуанди находилась удивительная карта, на ко-
* Китай представлял собой один из субрегиональных торговых центров Азии начиная со II тыс. до н.э. Именно с этого времени известно о Нефритовом пути, по которому велась торговля китайских народов с многочисленными племенами, жившими к северу и северо-востоку, вплоть до Забайкалья.