торой реки и «великое море» (Тихий океан) были сделаны из ртути и приводились в движение скрытыми помпами. Это первая механическая рельефная карта.
Китайцам же приписывают и изобретение руля (примерно в III в. до н.э.), так как находят много глиняных изображений судов с рулями в захоронениях, относящихся ко II — I вв. до н. э. Китайцев же считают и изобретателями компаса.
Компас был
известен китайцам уже на рубеже эр. Из куска магнетита (природный магнитный
железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность.
Ручка этого ковша показывала на юг. Ковшеобразная форма, видимо, имитировала
Большую Медведицу. Это приспособление назвали синан. Упоминание о нем есть в
книге, относящейся к
Можно смело констатировать, что к средневековью в Китае был самый крупный военно-морской флот в мире.
Путешествия на воздушных шарах своим рождением обязаны Древнему Китаю. Воздушные шары — в то время, правда, только игрушки — первоначально делали из полых яичных скорлупок, куда нагнетали теплый воздух.
Уже к первым векам до нашей эры китайцам были хорошо известны все территории от Амура на севере до Индокитая на юге, от Восточно-азиатских островов до Средней Азии. Проникновение в районы Средней Азии и создание караванного торгового пути с Индией и через посредников с Европой стало возможно во II в. до н.э., когда китайцы разгромили кочевые племена сюнну (гуннов). Караваны шли из тогдашней столицы Китая Сианя до Бухары и Ферганы, была и дорога до Пенджаба в Индию.
Государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией, испытывало на себе, конечно, и их колоссальное культурное влияние, которое, в свою очередь, не могло носить одностороннего характера.
Финикийцы были одними из лучших мореходов древности. Их корабли по мореходным качествам, видимо, лидировали долгое время в акватории Средиземного моря. Крупные государства Ближнего Востока не давали им возможности расширять свои территории в глубь азиатского материка. Поэтому финикийцы вынуждены были активно заниматься колониальной политикой. По побережью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний. Одна из наиболее крупных североафриканских колоний — Карфаген — со временем отделилась от метрополии и стала самостоятельным и весьма влиятельным государством.
Финикийцы вели прямую и посредническую торговлю со всеми странами и народами, имевшими выход в вышеуказанные моря.
Финикийские купцы не брезговали и пиратством. Часто они грабили и прибрежные поселения, обращая их жителей в рабов,
которых потом с выгодой перепродавали. Ведь рабы были весьма прибыльным товаром. Именно они были гребцами и грузчиками на их кораблях и трудились в копях.
Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены постройками для отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольного большого двора, окруженного крытыми галереями, разделенными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажены деревья» [12]. Знаменитый город древности — Пальмира, видимо, начал свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона.