Кроме моментов чисто религиозных, к военным походам против русских примешивались и вполне земные интересы. Русские князья, на протяжении столетий собиравшие дань с племен, населявших Ливонию, стали восприниматься ими как конкуренты. Противоборство русских и «ливонских немцев» продолжалось с начала XIII в. до Ливонской войны (1558 — 1583), во время которой войска Ивана IV разгромили последнее государственное образование крестоносцев на Балтике.
В конце XII в. начинаются крестовые походы немцев и
датчан в Ливонию, которую населяли племена балтов. Крестоносцам понадобилось
почти столетие, чтобы их завоевать. В разгар борьбы крестоносцев за Ливонию, в
Эпоха крестовых походов на Балтике охватывает период с середины XII до середины XVI вв. Во время этих походов крестоносцам деятельную помощь оказывало купечество саксонских городов, Шлезвига, Бремена и др. Именно купцы разведали и проложили первые дороги в прибалтийские и русские земли, а вслед за ними двинулись католические миссионеры, а потом и крестоносцы.
Ливония, например, была открыта купцами из Бремена случайно. Они были заброшены в устье Западной Двины бурей, о чем сообщают хронисты Арнольд Любекский и Генрих Латвийский. Замки и города, в том числе основанные в завоеванных землях, служили местом сбора войск крестоносцев, базами, в которых они получали оружие, продовольствие, снаряжение. Здесь же они укрывались от врагов и отдыхали.
«Паломники», по свидетельству хрониста начала XIII в. Арнольда Любекского, состоявшие «из прелатов, клириков, рыцарей, купцов, бедных и богатых», собирались в Любеке, а оттуда, «снабженные кораблями, оружием и продовольствием, направлялись в Ливонию». А другой хронист, Генрих Латвийский, сообщает, что крестоносцы переправлялись в Ливонию на коггах,
являвшихся основными судами ганзейских купцов. Архиепископ Рижский Иоганн I Линен (XIII в.) в одной из своих грамот отметил, что Ливония и Пруссия «обращены к католической вере после Бога, главным образом с помощью купцов» [26].
Эпоха крестовых походов и предшествующие ей массовые паломничества христиан в Святую Землю являются наиболее массовыми «странствиями» эпохи средневековья. Представители практически всех социальных слоев приняли в них участие. Многочисленные мемуары, научная и исследовательская литература дают возможность оценить эти процессы и понять значение этого явления с точки зрения истории зарождения и развития туризма и различных «сервисных служб» в Европе в этот период.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие виды странствий практиковались представителями монашества?
2. Какие рыцарские ордена брали на себя заботу о пилигримах?