Как подготовить соревновательную трассу на трудность?


Главная задача спортсмена в соревнованиях на трудность - показать максимальную высоту в попытке. Главная задача судби-подготовщика - спортсмены должные равномерно распределиться по высоте попытки. Но иногда возникает такая ситуация когда "поровоз" человек так 10 занимают одно место, т.к. пролезли до одной и той же зацепки. Хорошо если они заняли например с 30 по 40 место, а если из-за этого например в полуфинал попадает в два раза больше спортсменов чем положено, то это уже ненормально.

Но построить трассу так, чтобы одинаковых результатов не было практически не возможно, но все же судьи при подготовки трассы стремяться к этому. У нас в России очень мало практических пособий для молодых судей - подготовщиков, да их и нет вовсе кроме официальных правил соревнований. Да, в России есть хорошии подготовщики трасс, но, там где скалолазание только развивается местная федерация не в состоянии пригласить подготовщиков высокого уровня, и им приходится самим готовить трассы. Вот таким молодым судьям, которым приходиться второй или в первый раз готовить трассы где - нибудь на местных стартах, и посвящена эта статья.



В принципе существует несколько пунктов, которыми должен руководствоваться судья - подготовщик.

Во-первых это безопасность. Спортсмена, а тем более на соревнованиях, меньше всего заботит прощелкивание оттяжек, он делает по необходимости и иногда щелакется из самых немыслемых положений. Конечно, главная задача - чтоб спортсмен не упал на землю, но еще необходимо следить так, чтоб он не бился об тренажер после срыва( это еще зависет от страховщика). Конечно, можно обозначить последнию зацепку с которой спортсмен должен щелкаться, но я считаю что это необходимо делать только в крайнем случае, если другого ничего сделать нельзя.
Вообще, по мере возможности нужно вешать оттяжки так, чтоб у спортсмена не возникало трудностей с их прощелкиванием, т.к. в официальных правилах при определении результатов количество прощелкнутых оттяжек не учитывается, а засчитывается только высота зацепы. А то один долго с мизера щелкал оттяжку и сорвался, а другой полез дальше и сорвался на перехват дальше - выше будет второй. Вот чтоб не было таких ситуаций я считаю лучше вешать так оттяжки чтоб не было трудностей с их прощелкиванием.
Также на местные старты могут заявиться некоторые спортсмены с очень плохим уровнем лазания - новички, так вот чтобы не пришлось такого спортсмена ловить гимнастически, особенно если он немало весит, лучше сделать начало трассы легким, чтобы любой спортсмен мог пролезть 2-3 оттяжки, а там уже пусть себе срывается. Да и вообще, я считаю если у вас на тренажер есть возможность сделать длиную трассу, то лучше 5-7 метров сделать легким, чтобы большинство начинающих спортсменов могли хо немного пролезть. Т.к может быть очень обидно сорваеться внизу на первом перехвате с кокого-нибудь мизера, тем более если первый раз приехал из далека.

Вторым пунктом является зрелищность трассы. По моему мнению трассу нужно делать не меньше 20 метров , чтобы спортсмены нормально распределились на трассе. Но какая ни была бы длина, трасса должна быть еще хорошо сделана, и спортсмен должен работать на трассе так, чтобы зритель его видел. Теоретически трассу можно поделить на две части, границей будет являтся та зацепка после которой участник попадает в следующий тур, но это не значить что нижняя часть должна быть супер легкой. Первые 5 метров должны быть не трудными для самых слабейших. Затем должно быть небольшое усложнение трассы метров на 10, но сложность на этих метрах не должна увеличиваться или совсем чуть-чуть, чтобы участники с одинаковым уровнем техники распределились по уровню физической готовности.А после этого делать концовку так, чтобы финишировали сильнейшие спортсмены на пределе своих возможностей. Главная задача - отсутствие резкого повышения трудности. А то спросмен станет: силы есть, а пролезть через определенный мизер не может, и будет стоять минуты 3 на "хапалках", а зритель будет смотреть и зевать.

Третий пункт - разнообразие. При подготовке трассы нужно учитывать то, чтобы она включала все элементы лазания: динамика, накаты и выкаты на зацеп, крестные перехваты, и т.п. Все элементы должны присутствовать, но они не должны быть ярко выражены и должны повторяться как можно реже. Если это выкат на зацеп и перехват, то это должен сделать человек, который не очень умеет выкатывать. Если это динамический перехват, то это не должен быть прыжок метра на два. Если это крестный перехват, то размах рук не должен давать огромного приемущества. Задача состоит в том чтобы все элементы были средней сложности, и человек который плохо технически делает, то или иное движение затрачивал больше сил но смог пролезть, чем тот который в совершенстве владеет этим техническим элементом.

Четрвертый пункт - мысль. Трасса как и сама жизнь должна быть интересна: на право пойдешь - в финал попадешь, на лево пойдешь - домой поедешь. Она должна быть небольшим ребусом. Вообще, я считаю можно делать по два варианта прохождения определенной части трассы, так интереснее. "Маленьки ребусы" на трассе нужно размещать на границе повышения уровня сложности: 5, 10 и 15 метров(если длина 20 метров), чтобы у спортсмена были силы, но при неправильном лазании заходил в тупик.

Вот и все основные вещи, которыми необходимо руководствоваться при построении трассы. Но еще хочу сказат, что подготовщик трассы должен обязательно знать все технические элементы лазания. К тому же, я например при подготовке трассы(хотя я еще ни разу не готовил соревновательную трассу на трудность) иногда использую различные заготовки, которые я видел на соревнованиях в прошлом.

автор статьи - Гоцин Сергей

Карта сайта