Предыдущая Следующая

 

Рис. 3. Веревки, смотанные в одинарные кольца для переноски через плечо или в рюкзаке (а) в двойные кольца для переноски а рюкзаке или за спиной (б).

 

Для грудных обвязок и «беседок» (см Обвязки страховочные) в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с осн. 8. при переправах и спусках, как правило, используется плетеная капроновая В. диам. 6 – 8 мм, наз. вспомогательной или репшнуром, Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статич. нагрузки. Для этой же цели служит плетеная капроновая лента диам. 20 – 3О мм такой же прочности.

                В ситуациях, когда применение В. несвязно  непосредственно  с  безопасностью людей (подстраховка рюкзаков и др. предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и т. п.), можно использовать любые В. (в т. ч. крученые), а также В. и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100 – 150 кг.

                Торможение В. (троса) применяется для регулирования (вплоть до остановки) движения при спуске людей или груза, а также при динамич. страховке. Для торможения В. используют выступы рельефа (рис. 4); карабин, навешиваемый на выступы или искусств. точки опоры Ш (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб и т. п.) непосредственно или с помощью петли (рис. 5 и 6); тормозные приспособления без возможности блокировки В. – «шайба Штихта», «лягушка», «восьмерка» (рис. 7); тормозные приспособления, блокирующие В., – «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решетка», «каталка» (рис. 8); автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова (рис. 9); карабинные тормоза (рис. 10), карабины в сочетании с тормозными узлами (рис. 11), а также корпус и руки туриста. Торможение  8., в к-ром принимают участив только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу (см. рис. 4,б и в к ст. Страховка), иногда в качестве дополнит. страховки при спуске спортивным («сванским») способом и классич. «дюльфером». Торможение В. через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамич. страховке и разл. способах спуска по В.(рис. 12 и рис. 13). Для торможения троса, как правило,  применяют  блок-тормоз  (см.

Блок) и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова (рис. 14).

                Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры В. (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего {«протравливающего») ненагруженный свободный конец В. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности В. или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно В. (троса) без приложения удерживающего усилия человека.

                Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.

 

 

Рис.4. Торможение веревки через скальный выступ при малом угле охвата с петлей (а) и карабином (б).


Предыдущая Следующая