Обучающие туры -
весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает
отдых с обучением.
В общем смысле можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:
1) языково-обучающие туры;
2) спортивно-обучающие туры;
3) профессиональное обучение.
Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень
популярны среди клиентов различных возрастов -от детей и их родителей,
покупающих туры для детей с целью облегчения изучения языка, до взрослых
предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения
различных переговоров.
Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для
таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17
лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по
возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют
10 % всего потока).
Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка
дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где
национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве
наиболее употребляемых - в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию,
Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно
поучить в Ирландии, на Мальте и т. д.
Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы,
подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений
с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы,
направленные на поступление в университет.
Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем
следуют немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по
изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто
употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же
встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров
в Азию - китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.
Средняя продолжительность туров - 2-3 недели.
Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего -
это группы бизнес-языка, группы школьников).
Основные программы обучающих туров - это учебные и
экс-курсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы
(в основном в детско-юношеских турах).
Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных
кабинетах.
Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для
совершенствующихся и т. д.
Все программы включают в себя по 24 аудиторных часа (45 минут) занятий
иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению
иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга,
занятий спортом и экскурсий.
Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов
языка в неделю.
Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и
достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм
обучения может быть посещение театров.
В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу
могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом,
плаванием, греблей на каноэ и т. д.). В основном спортивные программы зависят
от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по
обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и
викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих
мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма
обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди
молодежной клиентуры).
Групповые туры с размещением в летних лагерях, кемпингах, колледжах позволяют
изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды.
Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями.
Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению
обычно отводится далеко не главная роль. Этот вид поездок очень нравится
школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей
и общаются с ними на изучаемом языке.
Распространенным предложением является организация языковых туров для
бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является
необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая
аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий,
индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры,
сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.
Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно
индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого
человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.
Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные
рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными
заведениями (университетами, институтами, колледжами и т. д.) на использование
учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями.
Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются "договоры не
с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько
разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а
значит, и больший выбор для туристов.
Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для
выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города,
путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.
Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным:
гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее
предпочтительным для индивидуальных пуристов является размещение в семьях
местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а
также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще
обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по
дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на
нет. Проживание в семье уцобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких
детей. А главное - эффективнее в отношении совершенствования языка, так как
обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе,
но и в семье.
К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить
особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на
размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам
отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в
семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с
туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.
Рекомендуется размещать обучающихся в семьях по двое, желательно из разных
стран - для стимулирования языкового общения (для создания условий, вызывающих
необходимость общения на изучаемом языке).
Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, есть ли
условия для занятий.
Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать
руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым
языком. Назначает его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая
сторона.
Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки
зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны
группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы
приехавших туристов разбиваются на подгруппы.
Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире.
Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту,
серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый,
парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое
главное - обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.
Обучающие программы - это занятия выбранным видом спорта по специальной
обучающей программе под руководством опытных инструкторов.
Необходимо разработать график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это
первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей
программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После
обеда -экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.
Экскурсионно-познавательные программы в основном общего характера.
Преимущество в массиве времени туристы отдают обучению и занятиям выбранным
видом спорта.
На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги:
бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы -
словом, все, что интересует туристов на отдыхе.
С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду
спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров,
услуги которых могут быть платными.
В завершение тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по
изучаемому виду спорта.
Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов
прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения.
Привлекательна для туристов возможность приобретения сопутствующих товаров,
одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви и т.
д.
Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных
предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта.
Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей
территории,трассы.
При обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного
инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и пр.).
Если, например, организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их
размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы,
тренировочные круги и площадки.
Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной
медицинской помощи в экстренных случаях.
В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных
турах.
Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие
туры, так называемое профессиональное обучение обучение менеджменту,
маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству,
банковскому делу, праву - всему тому, на что есть спрос по обучению во время
путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием - «повышение квалификации».
Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских
фирм.