· туристского предложения;
· туристского спроса.
Изучение
этих аспектов, которые находятся в тесной взаимосвязи, проводится параллельно и
одновременно.
Анализ
туристского предложения. Анализ настоящего и потенциального туристского
предложения включает:
· существующее предложение: доступность (транспорт), оборудование (размещение, обслуживание и рекреационная деятельность), общее представление о стране;
· потенциальное предложение: привлекательные аспекты природной среды (пейзажи, моря, озера, фауна, флора), привлекательные аспекты культурной жизни (археология, традиции, фольклор, народные промыслы), туристскую деятельность (спорт и досуг, курорты и культурные мероприятия);
· технические ресурсы (потенциал развития туризма): потенциальную деятельность (планы, туристские организации, коммерческая сеть), средства и возможности (кадры, подготовка кадров, финансовые ресурсы), потенциальные возможности многонациональных регионов (пейзажи, археология, общность языков).
Анализ туристского спроса включает детальный разбор каждого национального и международного туристского потока по следующим признакам:
· объемы, сезонный характер, динамика;
· социально-экономические характеристики;
· мотивировки;
· продолжительность пребывания;
· транспортные средства;
· размещение;
· организация.
На базе анализа статистических данных и результатов опроса можно подготовить прогноз:
· количественного характера (количество прибытий и расходы);
· качественного характера (типы продукта, продолжительность пребывания, обслуживание).
Планирование туристского продукта должно производиться не умозрительным способом, а основываться исключительно на предварительной оценке рыночного потенциала. Для этого на первом этапе необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно:
· территориальные границы рынка (город, район, область, регион);
· социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, люди третьего возраста и др.);
· виды туризма и цели путешествия;
· возможные объемы и сезоны поездок.
Для
сбора и анализа этих данных можно использовать такие средства, как публикуемые
материалы и статистические отчеты, экспертные оценки, рекламные объявления
других фирм, выборочные опросы населения, организация пробных туров и т. д.
На втором этапе фирма на основе тщательного изучения и прогнозирования
возможного рыночного спроса должна определить содержание своего туристского
продукта, в частности: