· распределяют обязанности между менеджерами;
· разрабатывают соответствующие инструкции;
· структурируют работу менеджера так, чтобы у него было время для планирования.
Так как
компания делает акцент на то, чтобы обеспечить туристскому продукту рост продаж
и прибыльность, менеджер должен проанализировать продукт с экономической точки
зрения и определить возможности рынка.
В компании "Svetal" (Россия - США) менеджеры по планированию сделали
весомый вклад в увеличение продаж и прибыльности нескольких направлений. В
данном случае менеджмент следовал политике назначения на должность по
маркетинговой работе только высококвалифицированных сотрудников. Однако если в
дальнейшем какой-либо аспект деятельности сотрудника не удовлетворял
руководство, то на его место назначался другой. Хотя такие меры увеличили
текучесть кадров, руководство убеждено, что это единственный путь для
поддержания высокого уровня продаж, который требуется для удовлетворения
потребностей компании.
Но все еще слишком много компаний принимают на должность менеджера продукта
людей без соответствующего образования.
Многие квалифицированные менеджеры продукта никогда по-настоящему не делали
свою работу, так как они в полной мере не понимали, что она в себя включает.
Если в процессе планирования подробно не определены границы задания и конечный
результат, то возникает путаница.
Рассмотрим затруднительные положения, в которые попали небольшие туристские
фирмы, так как там не были распределены обязанности между менеджерами.
Менеджер продукта компании "Анита-тур" (Россия) настолько увлекся
работой по планированию, что практически не покидал офис. Он не имел контакта
ни с линейными руководителями, ни с рынком. Следовательно, его планы, несмотря
на то, что они производили впечатление детально разработанных и универсальных,
не соответствовали потребностям туристского продукта.
Главная обязанность высшего руководства фирмы - обеспечить менеджера
сформулированным уставом и соответствующими должностными инструкциями для
осуществления планирования. Руководство также должно наблюдать за тем, чтобы
менеджеры по планированию точно понимали и выполняли свои обязанности.
Поскольку планирование должно быть определено как сущность работы менеджера
продукта, то оно должно получить главенствующее положение. Многие менеджеры не
могли найти время для планирования, так как у них было много других
обязанностей.
В туристской компании "Чайка-тур" (Россия) менеджеры туристского
продукта установили, что они проводили более 50 часов в неделю на рабочем
месте, но едва ли десятая часть этого времени была посвящена планированию. Их
работа с самого начала была перегружена деятельностью по сбыту. Впоследствии
руководство компании согласилось, что нужно было принять меры для того, чтобы
менеджеры могли тратить больше времени на планирование.
В компании "Апекс Тревел" (Россия) основной акцент был сделан на то,
чтобы сконцентрировать работу менеджеров на их обязанностях по планированию. От
менеджеров этой компании требовалось, чтобы они в течение 3/4 каждого года
готовили письменный план на год вперед, который состоял бы из пяти компонентов
(см. приложение 5.1 на с. 326). Остальное время было для административных и
управленческих обязанностей. Но вся эта деятельность определялась в соотношении
с работой по подготовке годового плана туристского продукта. Цель отдела
менеджеров этой компании такова: оценить результаты существующих программ по
различным направлениям и установить величину потребности в новых.
Анализ деятельности российских турфирм свидетельствует о растущем интересе к
планированию и концепции менеджера по планированию. Однако он указывает и на
имеющиеся недостатки в планировании, важнейшими среди которых являются:
нерешительность в отношении претворения в жизнь намеченных планов, а также
проблемы, связанные с использованием соответствующей методологии.
Следует отметить, что способность менеджера продукта выполнять задание по
планированию зависит также от того, создает ли высшее руководство фирмы
соответствующие условия для эффективной работы. Вот основные принципы, на которые
следует обратить внимание руководству фирмы: начните с квалифицированного
персонала, подробно определите их обязанности и обеспечьте соответствующими
инструкциями, структурируйте их работу так, чтобы осталось время для
планирования. Слишком много компаний пренебрегало этими принципами, тем самым
не используя важных преимуществ, которые могли бы получить от эффективного
планирования.