· Руководители компании стараются не применять программу или проект, которые не связаны со стратегией организации. И это помогает всем подразделениям компании сосредоточиться на достижении главной и общей цели организации;
· Руководители стараются поддерживать и способствовать реализации тех программ и планов, которые соответствуют основной стратегии фирмы, особенно, если они были разработаны в процессе работы организации;
· Руководители также следят за тем, чтобы основные программы и планы были отражены в последующих стратегиях развития туристской фирмы.
Подводя итоги, следует отметить, что применение маркетингового планирования в туристских компаниях создает организованную систему изучения рынка туризма на базе комплексного анализа и в целях наиболее эффективного воздействия на рынок функционирования и разработки научно обоснованных направлений, перспектив его дальнейшего развития. Схема маркетингового планирования приведена в приложении 5.2
5.4.
Формирование каналов сбыта туристских услуг
Успешная работа предприятия зависит не только от производимого продукта.
Недостаточно произвести качественный товар, он должен найти своего потребителя.
Встреча продукта с потенциальным потребителем является важнейшим условием его
реализации. Поэтому многие производители предлагают рынку свои товары через
посредников, формируя собственные каналы продаж.
Канал продаж (или канал
дистрибьюции) - это совокупность фирм или отдельных лиц (посредников), которые
принимают на себя или помогают передать другому лицу право собственности на
конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю, помогая
таким образом производителю обеспечить нормальный процесс его коммерческой
деятельности.
Другими словами, канал продаж - это путь, по которому товары движутся от
производителя к потребителю. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во
времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто
хотел бы их приобрести.
Процесс продвижения туристских услуг от производителя до конечного потребителя
не прямой, часто не предусматривающий их непосредственного контакта.
Современный туристский рынок характеризуется наличием большого количества
посреднических звеньев, без которых производители туристских товаров и услуг
просто не смогли бы нормально функционировать. Посредники занимают
промежуточное положение между производителем и потребителем и являются
непременным элементом рыночного хозяйства, процесса товародвижения.
На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между производителем
и потребителем. И поэтому контакты с потенциальным потребителем зачастую
возможны только через специфические посреднические организации - туроператоров
и турагентов. Производителями на туристском рынке являются производственные,
сервисные, культурные организации, такие как гостиницы, рестораны, музеи,
выставки, транспортные компании, спортивные учреждения и т. д. (см. приложение 5.3 ).
В туризме посредники реализуют услуги нескольких производителей. В процессе
продвижения туристские услуги комплектуются в так называемый туристский продукт
туроператора и через каналы продаж (турагентства) доводятся до потребителя.
Реализация туристского продукта и услуг на туристском рынке может
осуществляться непосредственно напрямую потребителю или через каналы продаж,
включающие одного или нескольких посредников. Наиболее ярким примером в данном
случае могут быть гостиницы, которые реализуют свои услуги по размещению через
многочисленные турфирмы, а также обслуживают туристов, обратившихся к ним
напрямую, минуя посредников в лице турагентств. Хотя многие производители сами
выполняют роль и функции посредников и сами доставляют свой продукт к конечному
потребителю, в туризме использование торговых посредников и формирование
каналов продаж является скорее правилом, чем исключением.
Можно выделить два направления формирования каналов продаж - внешние и
внутренние.
Внешние каналы продаж - это
определенное число зарубежных турфирм-посредников, принявших на себя согласно
договору обязательство продавать в своей стране туристский продукт или услуги
организации, посредником которой они выступают. Туристские предприятия и
организации вынуждены прибегать к этому посредническому аппарату, поскольку
создание собственных агентств за рубежом связано с большими валютными затратами,
а также с государственной политикой каждой страны. Гораздо выгоднее
использовать зарубежные туристские организации, имеющие хорошие позиции на
местном туристском рынке.
В 1996 г. всемирно известная американская компания "Sandals", которой
принадлежит группа престижных клубных курортов в Карибском бассейне, назначила
своим генеральным агентом российского туроператора "Svetal" и
подписала с ним контракт на реализацию своего туристского продукта на
территории России. Таким образом, "Svetal" и сеть его посредников
(турагентств) являются внешним каналом продаж компании "Sandals".
Внутренние каналы продаж - это
система филиалов, отделений, представительств и посреднических организаций в
своей стране.
То есть филиалы "Svetal", расположенные в России, а также
отечественные турагентства, реализующие туристский продукт компании, являются
внутренним каналом продаж "Svetal".
По характеру операций турфирмы подразделяют на розничные и оптовые.
Розничная
торговля туристскими услугами - это любая деятельность по продаже этих
услуг конечным потребителям - туристам - для их личного некоммерческого
пользования. Розничные турфирмы - это в основном турагентства, которые
выступают посредниками между туроператором и потребителем. Они играют важную
роль на рынке, так как через них проходит продажа подавляющей части туристских
услуг.
Оптовая
торговля туристскими услугами - это любая деятельность по продаже этих
услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи. Наиболее крупными оптовыми
продавцами туристских услуг являются фирмы - туроператоры или турорганизаторы,
которые играют особую роль в деле формирования рынка туристских услуг.
На практике часто трудно провести четкое разграничение между чисто розничными и
оптовыми турфирмами, поскольку туроператоры могут выполнять и розничные, и
оптовые операции, они нередко также имеют отделения и филиалы для розничной
продажи напрямую клиентам.
Взаимоотношения с посредниками оформляются и закрепляются контрактом или
договором. Посредники благодаря своим контактам, опыту и специализации
позволяют обеспечить широкую доступность товара и доведение его до целевых
рынков. Каждый из посредников в свою очередь также формирует соответствующий
канал продаж. Например, туристская компания "EXOtour" - туроператор
по Турции, работающий на российском туристском рынке, является посредником
между турецкими производителями услуг и российским потребителем. В свою
очередь, "EXOtour" создала в России свой канал продаж (сеть
посредников), состоящий из 62 турагентств.
Использование посредников, т. е. формирование каналов продаж, выгодно прежде
всего для производителя. Обеспечивается широкая доступность товара при движении
его непосредственно до рынка сбыта и достигается более широкий охват рынка и
потребителей, нежели при работе напрямую.
Например, испанская компания "Soltour Este" предлагает свой
туристский продукт, включающий услуги различных производителей, турагентствам
для их последующей реализации потребителям (туристам). Центральный руководящий
офис "Soltour Este" находится в городе Пальма де Майорка (Испания).
Фирма располагает широкой сетью своих представительств не только на Майорке, но
также и на Канарских островах, в Барселоне, Бильбао, Мадриде, Малаге, Валенсии
и некоторых других городах Испании. Помимо этого в 1994 г. "Soltour
Este" открыл сеть агентств и оптовые представительства в России (Москва и
Санкт-Петербург), в Хорватии (Загреб), в Словении (Любляна). В 1995 г. фирма
открыла представительство в Венгрии (Будапешт) и Чехии (Прага), а в 1996 г. -
на Украине (Киев) и в Польше (Варшава).
За счет этого услуги испанских производителей, входящих в туристский продукт
"Soltour Este", реализуются не только на испанском рынке, в стране
своего базирования, но и могут быть доведены до потребителей тех стран и
регионов, в которых "Soltour Este" имеет представительства и филиалы,
т. е. испанские гостиницы, транспортные компании, музеи и т. д. За счет
посреднической функции компания "Soltour Este" смогла охватить рынки
других стран и обеспечить себе сбыт на них. С посредником система сбыта может
работать более эффективно.
Функция системы дистрибьюции в туризме - обеспечить потенциальным потребителям
туруслуг возможность получения информации, которая поможет им сделать
правильный выбор, а после этого - необходимые заказы, касающиеся их путешествия.
Систему дистрибьюции составляют все те компоненты, которые выступают в качестве
посредников между производителями туристских услуг и их непосредственными
потребителями. Важность посредников и каналов продаж в туризме объясняется
несколькими факторами: