6.2.
Проблемы управления в условиях технологических новаций
В связи с беспрецедентным воздействием технологий на бизнес и возрастающей
важностью научных исследований и разработок (R&D) в спектре корпоративной
деятельности все большее внимание направлено на особенные проблемы R&D:
организацию, планирование и управление, составление бюджета и, особенно,
стимулирование и управление творческим процессом.
Изменение в традиционных подходах управления R&D давно стало очевидным, и
это значительно повлияло на многие туристские корпорации и их сферы
деятельности. Профессиональная литература для управляющих, ответственных за
руководство R&D, уже существует.
Однако в высокотехнологичных туристских корпорациях трудноопределимый, но не
менее значительный комплекс проблем был не сразу распознан многими менеджерами.
Речь идет о необходимости согласовывать R&D с планами и возможностями
компании. Рассмотрим два примера.
1. Несколько лет назад туристская фирма "Ruslan Travel" (Греция), выступавшая как турагентство, была приобретена одним из главных заказчиков - туроператором России. Через несколько месяцев фирма оказалась на гране банкротства к удивлению головной корпорации. Субконтракты, которые были приняты фирмой от корпорации, очевидно, под честное слово, привели к огромным техническим проблемам. Турагентство и крупный туроператор едва ли могли за сутки превратиться в ориентируемый на совместное предприятие гибрид с отрицательным сальдо.
2. Большая международная туристская корпорация столкнулась с непредвиденным изменением расценок и планов в целом после выведения на рынок нового турпродукта. Издержки были постоянно недооцениваемы, и выход на другие технологические системы неоднократно прерывался. Как оказалось, управление не сумело "изловчиться" и приспособиться к плану, стоимости и средствам управления, чтобы обеспечить продвинутый тариф введения турпродукта (программы). Стоимость такого "урока" составила более чем 2 млн долл. США.
Такие
проблемы в последнее время стали источником повышенного интереса к высшему управлению.
Не удивительно, что при этом возросло значение R&D. До сегодняшнего дня во
многих секторах туризма исследования и разработки занимают место среди двух или
трех самых главных потребителей средств компании.
Руководители, которые однажды приняли на веру R&D, больше не желают
позволять "технологическому хвосту" разбалансировывать компании.
Многие менеджеры начали искать способы оценки результатов, которые, как они
справедливо считают, не всегда соответствуют планируемым. И они продолжают
искать лучшие способы отсортировывать и определять смысл бесчисленных
признаков, причин, фактов и мнений влияния технологий на общую стратегию.
Исследования, проведенные за последние годы среди широкого диапазона
туристского сектора, показывают, что процессы управления каждой
высокотехнологичной компанией особенно чувствительны к некоторым переменным
(ключам), и поэтому компании, работающие над распознаванием этих переменных,
вероятно, превзойдут своих оппонентов в конкурирующей эффективности.
Вопросы управления
Пока еще не найдена "ошибкоустойчивая" формула для получения
наилучшего возможного результата от R&D, очевидно, она и не существует, так
как требования каждой компании в некотором смысле уникальны. Существуют в то же
время переменные, которые являются фактически универсальными. К ним относятся: