В монографии в доступной форме излагаются важнейшие аспекты стратегического
управления развитием туризма. Удачно сконцентрированы мировой и национальный
опыт стратегического управления и авторские обобщения, которые позволяют
читателю выявить позитивные решения исследуемых проблем.
В части 1 глубоко анализируются
проблемы формирования трех возможных стратегий роста туризма. Доказывается, что
развитие туристского бизнеса невозможно без изменения философии управления и
эволюции мышления руководителей высшего звена. Справедливо также утверждение
автора, что стратегическое развитие туризма должно сопровождаться интеграцией
предпринимательских структур, что подтверждается убедительными примерами из
зарубежной и отечественной практики.
В части 2 при рассмотрении
организационных аспектов роста эффективности управления туризмом акцент
делается на необходимости разработки организационного механизма взаимодействия
и сотрудничества в реализации управленческих решений, так как уровень
организованности влияет на судьбу любого решения, особенно стратегического.
Любая стратегия роста включает реорганизацию, или организационные изменения,
существующей системы управления, варианты которых рассматриваются в материалах
монографии. Приводятся факторы глобализации туристского бизнеса, развития
национального туризма во взаимодействии с мировым туризмом. Даются различные
схемы инвестирования туристской отрасли.
Часть 3 посвящена анализу проблем и
путей повышения доходности туризма, что является чрезвычайно актуальным для
современного состояния отечественного туризма.
В части 4 рассматриваются
возможности повышения уровня делового администрирования в туризме путем
формирования менеджеров новой формации, целенаправленного управления деловой
карьерой. Представленные в монографии материалы о мотивации деятельности
менеджера и системе социальных выплат (компенсаций) за активный труд весьма
интересны с точки зрения практики.
В части 5 приводится современная
концепция управления жизненным циклом туристского продукта на основе
маркетингового планирования.
Особое место в стратегическом развитии туризма занимают технологические
инновации, новые информационные технологии, исследования и разработки. Проблемы
управления этими процессами рассмотрены в частях
6 и 7.
Материалы книги, синтезирующие мировой и отечественный опыт и отражающие
тенденции развития современного менеджмента, позволяют отнести данное издание к
категории монографии.
Эта книга, безусловно, будет полезна как при подготовке современных менеджеров
туризма новой формации, так и для состоявшихся руководителей туристского
бизнеса.
Ю. П. Анискин,
доктор экономических наук, профессор
От автора
Замечено, что нет ничего нового под
солнцем. Однако очевидно, что человек двадцатого столетия все-таки произвел
нечто новое - науку управления в самом широком смысле этого понятия, обыденно
употребляемого в том числе и в актуальной проблематике современного туризма.
Сложилось много определений понятия "управление туризмом",
используемых учеными и практиками. В ходе многопрофильного исследования,
проведенного автором, менеджмент представляется как сложная система
взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для
преодоления бесчисленных и различных по своей величине проблем, сложностей и
неопределенностей, которые присущи туристской деятельности. Постоянный поиск
все более эффективных управленческих решений, концепций и процессов для
обуздания стихийных последствий туризма выступает как соревнование со временем,
отчаянная схватка. Цена проигрыша - вымирание туризма. В то время как цена
победы может стать толчком в развитии туристской деятельности на более высоком
качественном уровне.