Тема данного исследования - управление туризмом в широком, стратегическом,
смысле. Эта книга - не ученые записки и не разрозненные суждения о проблеме, а
система научных воззрений по различным аспектам менеджмента туризма,
подкрепленных и апробированных практикой. Каждое из этих научных представлений
основано на профессиональном опыте и размышлениях ученых, практиков и, что
особенно важно, молодых специалистов, имеющих уже высшее образование именно по
туристским специализациям, - выпускников Российской международной академии
туризма. Но, вместе с тем, каждое суждение также отражает и персональные
представления, обобщенные автором монографии. Цель данного исследования -это
попытка найти общий подход к проблемам управления, определить стандарт
методологического обобщения.
Нет необходимости отрицать большую практическую, нежели философскую
направленность принципиальных убеждений. Все объекты исследования данной
антологии выбраны с учетом их прямого отношения к актуальным проблемам
управления стратегического уровня и с целью удовлетворения потенциального
интереса руководителей, директоров туристских организаций, относящихся к
различным секторам экономики: государственному, частному, а также к
социальному, чьи прямые функции и цели не ограничиваются лишь финансовыми
интересами. И в этом заключена новизна проблемы, так как сегодня актуален
именно научный подход к принятию управленческих решений.
Некоторые менеджеры высшего звена управления имеют тенденцию затрагивать
проблемы человеческой справедливости, философских ценностей и других
бесчисленных элементов управления. Исходя из этого ряд руководителей и
практиков могут удивиться заголовку данной книги с ее упором на стратегию,
нежели на собственно науку управления. Выбор сделан, конечно, преднамеренно и
легко объясняется.
В то же время очевидно растущее беспокойство размышляющих менеджеров о том, что
проблема может постепенно приближаться к научному завершению всего
управленческого спектра туризма. И в этом смысле важно выявить две различных
реальных опасности.
С одной стороны, возрастает вероятность, что образ управления как
профессиональной карьеры начинает терять свою аттрактивность среди наиболее
способной молодежи. Одна из причин - недостаток человеческого участия. Молодые
люди видят в менеджменте систему увеличивающейся безликости, т. е. состояния,
когда невидимый монстр выбрасывает запрограммированное решение, которое
подчиняет живое существо (человека) системе. Такая реакция думающих людей в
данном случае явно искажена.
Становится очевидным, что даже в XXI веке качество управления будет зависеть от
личностных качеств менеджера. Видение ситуации, честность, справедливость,
другие социальные и моральные ценности - все это по-прежнему будет необходимо в
управлении. Даже сегодня это является общим знаменателем для устойчивых и
процветающих туристских организаций. Жизнеспособность каждой организации,
которая на протяжении долгого периода демонстрирует свой успех, напрямую
связана со способностями людей. Нет будущего у науки управления, если эта связь
слаба.