С другой стороны, исключительный размах научного осмысления методов управления
таит в себе опасность непосредственно для практиков-менеджеров. Расширение
универсальности новых методов управления ведет к тому, что для многих
менеджеров появляется тревожная тенденция стать собственно пленниками этих
методов вместо использования их в качестве инструментария действия.
Управленческие методы станут в действительности более специализированными, ибо
само по себе управление как функция - общая основа любого процесса.
Касаясь практической значимости рассматриваемой проблемы, следует обратить
внимание на очевидность того, что данное исследование замышлялось
преимущественно для руководителей верхнего звена управленческого персонала.
Однако широкий спектр представленных в одной книге концепций, проблем и подходов
к управлению, выявленных профессионалами всего туристского мира, вызвал
необходимость усиления степени интеллектуальности всех представленных в
монографии уровней управления. Автор надеется, что менеджер на своем "пути
наверх" сможет найти много полезного на страницах данного издания.
При подготовке настоящей монографии были использованы опыт, практические
данные, факты и аргументы, раскрывающие характер и действия отечественных
российских объединений, корпораций, учреждений и предприятий туризма;
зарубежных и смешанных туристских организаций (операторов и турагентств),
функционирующих в России и странах -участниках СНГ; транснациональных
корпораций и объединений, вовлеченных в организацию туризма и туристского
бизнеса, а также связанных с туризмом различных транспортных, производственных,
промышленных и научно-технических объединений и структур.
Автор благодарит дипломников Российской международной академии туризма,
участвовавших в подборе ценного фактического материала, ставшего тем
необходимым эмпирическим опытом, который позволил подойти к ряду важных выводов
и рекомендаций. Выражаю признательность: Е. Ализай, Н. Бу-торовой, Г.
Гражданкину, А. Дороговой, В. Жуковой, О. Замятиной, Н. Иванниковой, А. Конову,
Ж. Князевой, С. Кузнецовой, И. Клевцовой, И. Критинко, М. Куприковой, Е.
Куликовой, Н. Кудрявцевой, А. Матвеенко, Н. Марковой, Н. Моряковой, Д.
Никифоровой, Р. Никифорову, Н. Пустоутенко, Р. Пасечнику, Н. Печениной, Г.
Пензенской, Е. Родигину, О. Смирнову, С. Стояновой, Л. Туркиной, Ю. Федотовой,
И. Шестак. Автор не претендует на законченность и априорность ряда выдвинутых
гипотез и суждений и с благодарностью отнесется ко всем высказанным замечаниям,
критике и пожеланиям.
Валерий Квартальнов
ЧАСТЬ 1
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Поле деятельности бизнесмена в туризме всегда сравнивалось с шахматной доской.
Сравнение интригует, но в действительности неуместно. Если акционерная
стратегия ограничивается комбинацией ряда твердо установленных правил, то
стратегия управления может быть весьма легко освоена. В действительности,
конкурирующая экономика туризма в России практически заставляет каждое
гостиничное или туристское предприятие или учреждение находить свои новые
собственные решения, в то время как пределы деловой шахматной доски ограничены
только воображением и наступательностью игроков.