2. Территориальная структура, заменяющая международную службу с линейными менеджерами на уровне высшего руководства управления, которые несут полную оперативную ответственность за дочерние туристские фирмы в распределенных географических районах.
3. Технологическая (функциональная) структура, заменяющая международные отделы, с исполнительными менеджерами на уровне высшего руководства, которые принимают на себя глобальную ответственность за развитие отдельных функциональных групп.
Структура международного
отдела (службы)
В некоторых туристских фирмах ответственность за политику и стратегическое
планирование зарубежных операций несет международная служба или же эти задачи
фактически выполняются филиалами, действующими независимо от функций, переданных
им распорядителем на корпоративном уровне без значительных изменений в
официальной структуре. Оперативная ответственность, такая как руководство
зарубежными туристскими фирмами и развитие рынков туристских фирм в отдельных
иностранных государствах, продолжает находиться в ведении филиалов с
предоставлением поддержки со стороны самой туристской фирмы или ее
международной службы.
Зарубежная деятельность проводится в рамках корпоративной политики и стратегии.
Главный офис туристской фирмы осуществляет строгий глобальный контроль над всей
системой продаж и планированием, а отдельные иностранные структуры
функционируют в основном как оперативные подразделения, нежели автономные
компании. При таком построении международная служба несет ответственность за
руководство зарубежными филиалами туристской фирмы, определяя минимум
технологических усовершенствований по странам и усиливает проникновение в
отдельные рынки. Одновременно зарубежные отделения туристской фирмы остаются
достаточно гибкими в своих действиях. Например, менеджер, ответственный за
развитие реализации туристских услуг на каком-то конкретном направлении,
свободен в выборе возможностей. Поэтому международные туристские фирмы, которые
продолжают участвовать во всемирной деятельности, предпочитают сохранять форму
международных служб.
Анализ показывает, что предпочтение туристских фирм создать структуру
международных отделов обосновывается следующими обстоятельствами:
1. Формальные организационные изменения иногда угрожают разрушить сложившиеся рабочие отношения. Это возможно в рамках устоявшихся зарубежных отделений туристской фирмы с сильным, хорошо сработавшимся местным руководством управления, привыкшим руководить без вмешательства. В этой ситуации желательно отказаться от крупных организационных подвижек, продолжая поиски более тесной координации между внутренней и зарубежной деятельностью или усиливая корпоративный контроль за транснациональной политикой и стратегией. Такой же подход необходим там, где родственная туристская фирма испытывает недостаток в контроле.
2. Высшее руководство полагает, что иностранная деятельность получит лучшее развитие от введения структуры международных отделов, чем от каких-либо других организационных форм. В рамках модели международной службы зарубежные отделения туристской фирмы могут только выгадать от дополнительного управленческого внимания, которое необходимо на ранней стадии развития, особенно в рамках зарубежного бизнеса. В дальнейшем иная организационная структура может доказать большее соответствие.