ЧАСТЬ 3
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ ТУРИЗМА
Одним из основных искусств управления является увеличение прибыли в сочетании с
активной борьбой с затратами и неэффективностью. Важно стремление менеджеров
понимать, что они выполняют нужную работу, удерживая снижение затрат близко к
общепринятому, хотя это часто оказывается необоснованным. Начавшееся движение
по снижению затрат приносит иногда прямо противоположные результаты. Но за
несколько месяцев старые привычки и отношения начинают преобладать, и снова
накапливается вес лишних расходов.
Формально планирование прибыли некоторыми компаниями было осуществлено с
большим успехом, другие же испытывали разочарование. Раздел "Планирование
прибыли компании" дает несколько ответов на вопрос: в чем причина успеха
или неуспеха?
В разделе "Источники прибыли в туризме" говорится о том, что человек
все более активно участвует в разработке путей достижения прибыли в отдельной
функциональной области, в частности в туризме. Творческое исследование и
наступательный маркетинг могут формировать объем продаж, но реализация все еще
далека от того огромного импульса, каким можно достичь прибыли при этом объеме.
Технологические усовершенствования редко вызывают соответствующие улучшения
эффективности туристских операций. Однако чрезмерно высокие подготовительные
затраты не могут быть приемлемы, когда в распоряжении имеется ряд проверенных
корректирующих мер, являющихся несколько традиционными, а остальные
переплетаются с новыми аналитическими технологиями.
И, наконец, в разделе "Факторы роста прибыли" показывается, что на
самом деле является окончательным результатом данного подхода. Если увеличение
прибыли входит в привычку компании месяц за месяцем, год за годом, то
руководство организации должно самим бюджетом быть "готово бросить вызов
всем и вся". Необходимость повышения дохода должна внушаться каждому
исполнителю. Такой путь, однако, не является тем "секретным оружием",
которым этого можно достигнуть. Единственный ключ к этому - всеобщая дисциплина
в компании: атмосфера объективных поощрений, приветствие изменений и награды за
достижения. Создание и поддержание такого климата и последующий анализ - это одна
из основных и наиболее сложных задач топ-менеджмента (высшего руководства
управления).
3.1. Планирование прибыли компании
Несколько десятилетий назад подход многих больших и преуспевающих компаний к
планированию был случайным. Пока все шло хорошо, они не особо беспокоились об
установлении конкретных целей. Они также редко пытались определить маршруты и
графики движения к успеху.
Сегодня положение вещей иное. Большинство настроенных на успех топ-менеджеров
посвятили себя концепции внутрифирменного планирования. Они не станут
рассматривать какие-либо действия без планирования жизненно важных областей
бизнеса: туристского продукта, маркетинга, трудовых ресурсов, финансов и даже
связей с общественностью. Топ-менеджеры стараются сделать все возможное, планируя
жизненный путь туристского предприятия.
Во многих областях туристской деятельности на Западе подход к планированию
остается удивительно распространенным, в отличие от сегодняшней России. Когда
это касается доходов, многие высшие руководители по-прежнему сомневаются в силе
планирования. Они с готовностью согласятся, что планирование прибыли может быть
захватывающей идеей, и признают это логичным, но на практике возразят, что это
едва ли работает - "по крайней мере, не в нашем бизнесе".
Но планирование прибыли может выполнять свою задачу и мастерски это делает в
некоторых компаниях.
Почему же планирование прибыли, способное на такие успехи, оборачивается таким
разочарованием для многих компаний?
Возможно, ответ заключается в четырех основных заблуждениях, создающих помехи
усилиям по планированию прибыли в туристских организациях: