Самоуправление трактуется нами
как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность в
различных формах участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение
дел в фирме. Понятие «самоуправление» выражает довольно устойчивый тип
социального образования или общественных отношений.
Полностью самоуправляемой
считается система, если она не имеет над собой ни одного вышестоящего органа
управления (например, частная туристическая фирма).
Организация самоуправляема
частично в том случае, если она представляет собой объект (элемент, звено,
подсистему) в более сложной иерархической структуре (ряд туристических фирм
входит в состав ОАО). Степень такой самоуправляемости определяется мерой
централизации (децентрализации), или соотношением между внешним управлением,
реализуемым со стороны вышестоящего органа, и внутренним управлением, исходящим
от управляющего субъекта системы.
Таким образом, самоуправление
на любом уровне управления представляется как процесс превращения человека,
всего трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект.
Это особый вариант организации управления, когда коллектив сам решает вопросы
комплектования бригады либо иного коллективного формирования, распределения
трудовых функций и совместного заработка. Речь идет о простейшем виде
коллективности — ассоциации трудящихся, регулирующей реальное соединение
работников со средствами производства и распределение по труду, т.е.
осуществляющей ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в
этом смысле соединяет в себе труд и управление — иными словами, складывается
новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в
процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие
отношения условно можно назвать подходом «снизу».
Примером подобных
преобразований «снизу» являются хозрасчетные бригады, подрядные и арендные
коллективы. Именно на этом — низшем, но основном уровне самоуправления
вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития и углубления,
которые могут быть распространены и на более «высокие» ступени управления.
Преобразование хозяйственного
механизма организации объективно предполагает демократизацию управления
(самоуправление), так как решить все вопросы в новом
организационно-экономическом механизме можно только через заинтересованность и
творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и
реальными участниками управления производственными и социальными процессами.
Рыночная экономика предусматривает высокую степень децентрализации управления,
является гарантом становления и развития самоуправления трудовых коллективов.
Перерастание бригадного (низового) самоуправления в более высокие формы
самоуправленческой деятельности связано прежде всего с изменением планирования
и управления в основном (первичном) звене организации. При этом самоуправление
рассматривается не как антипод планомерности, а как реальное средство вовлечения
в плановую и управленческую деятельность не только большого числа работников,
но и всех уровней управления организацией.