Такой принцип управления
экономикой, как демократический централизм, отмирает, поскольку управление не
просто изменяет количественный баланс между централизмом и демократией, но и
предполагает новое понимание синтеза между ними и новую роль руководящего
центра.
В сложившихся экономических
условиях необходимо отойти от рассуждений о том, насколько следует ослабить или
усилить централизм. Нужен такой подход к централизации и децентрализации в
управлении организацией, согласно которому централизация обеспечит гармоничное,
системное развитие отрасли в целом, а децентрализация — принятие и реализацию
«свободных» решений каждого трудового коллектива, работающего на принципах
самоуправления. Иными словами, речь идет о признании прав субъекта управления
не только за государственными органами и общественными организациями, но и за
социальными группами и трудовыми коллективами.
Кроме того, следует учитывать
и то, что «прямые» демократические принципы имеют свои пределы эффективности и
не могут влиять на решение всех без исключения управленческих вопросов. В итоге
выявляются функции (обязанности) и их распределение по уровням управления, при
котором самоуправление может быть наиболее эффективным. Такой подход отражает
тактику и стратегию руководства коллективами, где родились и получили
распространение различные формы коллективной организации труда. В этих условиях
принцип демократического централизма превращается в принцип демократического
управления, что в идеале соответствует самоуправлению.
Характер самоуправления в
рыночных структурах независимо от его проявления объективно способствует
развитию и совершенствованию самоуправления, так как личный экономический и
социальный интерес каждого участника производственного процесса ставится в
зависимость от эффективности управления организацией в целом. Коллективная
материальная и моральная заинтересованность побуждает всех членов трудового
коллектива участвовать в обсуждении всех аспектов хозяйственной деятельности,
принятии и реализации управленческих решений только на коллективной основе.
Обязательным становится и участие в проведении учета и контроля за мерой труда
и потребления, сохранением товарно-материальных ценностей. Таким образом,
функция контроля трансформируется в самоконтроль.
Самоуправление предусматривает
не только выбор и самостоятельное принятие коллективом тех или иных решений, но
и их обязательное выполнение его членами. Кроме того, каждый член коллектива
несет личную ответственность за выполнение решений. С одной стороны,
самоуправление предполагает определенную самостоятельность
организационно-хозяйственных звеньев организации по отношению к высшим органам
управления, т.е. наделение их правами принимать самостоятельные решения по ряду
вопросов (в данном случае речь идет не о самоуправлении, а об участии в
управлении), а с другой —
полную самостоятельность (на базе слияния
субъекта и объекта управления), обеспечивающую объекту управления полноту
власти принимать решение и по мере необходимости выполнять его. Все зависит от
уровня и форм производственной демократии. Основные формы такой демократии
следующие: