Если решение затрагивает
интересы нескольких подчиненных, руководитель типа 1.9 поощряет групповое
обсуждение проблемы.
Критический анализ. Руководитель типа 1.9 способен к восприятию положительных моментов, или
«светлых сторон» проблемных ситуаций. Акцент на положительных сторонах
результатов работы благодаря «комплиментам» позволяет создать в коллективе
атмосферу доброжелательности. Руководитель полагает, что люди сами знают свои
ошибки и привлекать к ним внимание — значит, обострять у них чувство
собственной неполноценности. В этом случае, если не удается избежать
отрицательной оценки, руководитель, по существу, идет «на поводу» у
подчиненных.
Поведенческие действия менеджера
типа 1.1. Менеджер данного типа не
испытывает противоречий между требованиями производственной деятельности и
потребностями работников, поскольку обоим этим факторам придает мало значения.
Сохраняя так или иначе свое «присутствие» в организации и одновременно находясь
«вне ее», такой руководитель имеет низкий уровень ожиданий от своей работы.
Суть мотивации менеджера,
ориентированного на формулу 1.1, связана с желанием сохранить свое место в
организации. Отсюда его стремление выполнить требуемый минимум. Его действия и
поступки направлены на то, чтобы удержаться в фирме. Он стремится оказаться «в
тени» и не привлекать к себе всеобщего внимания. Несмотря на свойственные
менеджеру типа 1.1 безучастность, пассивность, отсутствие интереса к
происходящему, он старается не афишировать свои чувства. Как правило, такой
человек никогда не имеет врагов и перед ним не стоит угроза увольнения. Делая
вид, что озабочен деловыми проблемами, он держит окружающих на некотором
расстоянии и сохраняет позицию постороннего наблюдателя.
Сохранение столь
«малопродуктивного» и «безликого» присутствия в фирме не порождает недовольства
со стороны окружающих ввиду того, что этот руководитель ни во что не
вмешивается. Его кредо: «Не видеть недостатков, не говорить о недостатках, не
слышать о недостатках — и ты защищен, потому что тебя не видно». Такой
руководитель живет в организации, не оставляя в ней своих «следов».
Для руководителя типа 1.1
характерны следующие поведенческие элементы:
Разрешение (управление)
конфликтными ситуациями. Занимая руководящую
должность, но не применяя «руководящих» действий, менеджер, придерживающийся
формулы 1.1, практически всегда избегает участия в конфликтных ситуациях. Такой
синдром носит название «страусовой защиты», при которой проблем как бы не существует.
Приемы преодоления конфликтов у него следующие:
а) «отход на задний план» —
уйдет в отпуск, возьмет больничный в то время, когда нужно быть на работе, и
т.п. Это свидетельствует о самоустранении и равнодушии менеджера к делам фирмы
и людям, работающим в ней. Поэтому он никогда не оказывается «крайним»;
б) сохранение нейтралитета. В
конфликте такой руководитель практикует какой-либо из способов поведения без
раскрытия своих взглядов. В частности, он может сохранять нейтралитет,
гарантирующий ему безопасность. Менеджер типа 1.1 позволяет оппоненту взять
верх в споре или обсуждении, но при этом старается не создать впечатление, что
он «сдается». И если вопрос обращен прямо к нему, он отвечает обтекаемо,
расплывчато, из его ответов нельзя сделать каких-либо определенных выводов, —
например: «Здесь могут быть самые различные варианты». Если кто-либо жалуется
такому менеджеру, то он либо игнорирует жалобу, либо дает понять, что «взял это
на заметку». Спорные вопросы «спускаются на тормозах»;