Признаки оппортунистического поведения — стремление угодить всем и каждому; надменность по отношению к тем, кто ниже по рангу; стремление привлечь внимание; хвастовство; уклончив в ответах; заискивает перед другими; оказывает внимание, ставя условия; от него трудно добиться обещаний; льстив; знает слабости людей и использует их в своих целях; хвастает знаменитыми знакомыми; заранее обдумывает каждое действие; обещает все, но выполняет только тогда, когда ему это выгодно; ловкий делец; учтивое отношение к тем, кто выше по рангу, но притеснение тех, кто ниже; предпринимает те действия, которые показывают его с хорошей стороны; считает, что очень важно быть первым номером.
Фасадизм. Имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов
(фасад).
Мотивация. Человек избегает раскрывать свои мысли, хотя создает впечатление, что он
честен и откровенен.
Уловки руководителя-фасадиста
могут изменяться, в зависимости от того, что для него выгодно. Основная цель «фасада»
— в том, чтобы скрыть стремление к контролю, господству и власти.
Негативная мотивация — в
стремлении избежать саморазоблачения путем сокрытия истинных целей; по этой же
причине держит в тайне свой опыт и мотивации.
Создатель фасада не только
избегает раскрытия своих намерений, но и создает себе позитивную репутацию,
помогающую ему поддерживать обман.
Преодоление конфликтов. Руководитель-фасадист не избегает конфликтов, однако его цель
заключается не в их разрешении, а в получении определенных выгод для себя. У
него есть много способов манипулирования конфликтами.
Инициатива. Характерно для такого руководителя, что он действует, проявляя
инициативу, и продолжает действовать таким образом до тех пор, пока не добьется
успеха. Когда нужно достичь преимуществ, действия со стороны фасадиста не
заставляют себя ждать. Если одно действие не приводит к успеху, предпринимается
следующая попытка, и так до тех пор, пока не будет достигнута цель.
Принятие решений. Неполная передача полномочий и принятие ключевых решений особенно
характерны для руководителя-фасадиста.
Критика (анализ). Критика как возможность преодоления недоразумений между руководителем и
подчиненным неприятна фасадисту, который использует обратную связь как метод
контроля посредством похвалы и наказания.
Распознать поведение фасадиста
позволяют следующие признаки: неясные амбиции; расчет; предпочитает окольные
пути; пользуется доверием человека против него самого; постоянно играет роль,
чтобы произвести эффект; хитрость; двурушничество; тайно упивается властью;
фальшивый фасад; скрывает истинные намерения; лицемер; уклончив; манипулятор;
охотно слушает похвалы, но не выносит критики; чрезмерно развито чувство личной
власти; практичный; склонен к обману; дорожит своей положительной репутацией;
нарушает законы, но не хочет быть признан как нарушитель; боится разоблачения.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
1. На конкретных примерах
покажите применение менеджером различных методов управления и стилей
руководства. Выявите случаи, когда стиль руководства сдерживает развитие
предприятия и вступает в противоречие с эффективными методами управления.