Решения осторожного типа характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью.
Человек, прежде чем прийти к какому-либо выводу, совершает множество
разнообразных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща
упреждающая оценка. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным
последствиям своих действий, чем к положительным. Их больше пугают ошибки, чем
радуют успехи. Поэтому тактическая линия осторожных — избежать ошибок. Для
импульсивных, например, характерна противоположная тактическая линия: они
ориентируются на успех и менее чувствительны к неудачам.
Проблема выбора менеджером
альтернативы — одна из важнейших в современной науке управления, но не менее
важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было
эффективным, должен учитываться ряд факторов: соблюдение иерархии в принятии
решений; использование межфункциональных групп; использование прямых
горизонтальных связей и централизация руководства.
Иерархия в принятии решений — делегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на
котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно
участвует в реализации принятого решения. В этом случае исполнителями решения
являются сотрудники смежных уровней. Контакты с подчиненными, находящимися
более чем на один иерархический уровень ниже (выше), не допускаются.
Использование целевых
межфункциональных групп, в которых члены,
входящие в их состав, отбираются из различных подразделений и уровней
организации.
Использование непосредственных
(прямых) горизонтальных связей. В
данном случае (особенно на начальной стадии процесса принятия решения) сбор и
обработка информации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству.
Такой подход способствует принятию решений в более короткие сроки и повышению
ответственности за их выполнение.
Централизация руководства. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего)
руководителя. В данном случае формируется иерархия в принятии решений, т.е.
каждый низший руководитель решает свои проблемы (принимает решения) со своим
непосредственным руководством, а не с вышестоящим (минуя своего
непосредственного начальника).
Как уже отмечалось, лучший
вариант решения выбирается благодаря последовательной оценке каждой из
предлагаемых альтернатив. При этом определяется, насколько каждый вариант решения
обеспечивает достижение цели. Таким образом, решение должно отвечать
требованиям, вытекающим из решаемой ситуации и целей организации, а именно:
эффективности, экономичности, своевременности, обоснованности и реальности.
Решение должно быть эффективным, т.е. наиболее полно обеспечивать достижение
поставленной организацией цели.
Решение должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели
с наименьшими затратами.
Своевременность решения означает не только своевременность его принятия, но и своевременность достижения целей. Ведь когда решается проблема, события продолжают развиваться. Может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем, хотя в прошлом она была хороша.