Исполнители должны быть убеждены,
что решение обоснованно. В связи с этим нельзя
путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями — понимание ими
аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение.
Решение должно быть реально осуществимым, т.е. нельзя принимать нереальные,
абстрактные решения. Такие решения вызывают досаду исполнителей и в основе
своей они неэффективны. Принятое решение должно соответствовать силам и
средствам выполняющего его коллектива.
Особую роль в эффективности
решений играют методы доведения принятых решений до исполнителей. Доведение
решений до исполнителей начинается обычно с расчленения альтернативы на
групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей. В результате каждый
сотрудник получает конкретное задание, которое находится в прямой зависимости
от его служебных обязанностей и целого ряда других объективных и субъективных
факторов. Считается, что умение передать задачи исполнителям является главным
источником эффективности принятого решения. В связи с этим выделяют четыре основные
причины невыполнения решений:
решение было недостаточно
четко сформулировано
менеджером;
решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил;
решение четко сформулировано и
исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств
для его выполнения;
решение было грамотно
сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для его
выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом решения,
предложенным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более
эффективный, по его мнению, вариант решения данной проблемы.
Таким образом, эффективность
решения зависит не только от его оптимальности, но и от формы доведения его до
исполнителей (оформления решений и личных качеств руководителей и
исполнителей). Организация исполнения принятых руководством организации решений
как специфическая деятельность менеджера предполагает то, что он держит в поле
зрения решения, находит способ влиять на них, управляет ими. Команда — «приступить
к исполнению решения!» — не может быть дана раньше, чем у руководителя не
возникнет уверенности в том, что все звенья правильно поняли свои задачи и
имеют все средства для их выполнения.
Главный смысл всей работы по доведению задач до исполнителей состоит в том, чтобы построить в сознании некий образ (технологию) будущей работы по выполнению управленческого решения. Первоначальное впечатление об этой работе формируется у исполнителя при получении и восприятии задания. После этого идея (модель задания) уточняется, обогащается посредством адаптации ее к реальным и объективным условиям внутренней и внешней среды. На этой основе и разрабатывается технология выполнения решения (идеальная модель деятельности исполнителя по выполнению задания менеджера). Для того чтобы модель деятельности исполнителя была выполнена в соответствии с первоначальной идеей менеджера, к ней (модели) предъявляют ряд требований. Это полнота модели, ее мотивация, стрессоустойчивость и прочность, глубина отражения первоначальной идеи, согласованность, точность и гибкость модели.