Одним из механизмов,
обеспечивающих успешное выполнение решений, является установление и
структуризация коммуникаций в фирме. Задача состоит в оптимальном построении
структуры коммуникаций управленческих работников и исполнителей. Структуры
таких коммуникационных сетей могут быть различными, а связи между передающей
(коммутатором-руководителем) и воспроизводящей стороной (исполнителем) могут
существенно различаться. В связи с этим можно выделить наиболее часто встречающиеся
в организации коммуникации — цепочную, многосвязную, звездную и иерархическую
(рис. 7.3).
При цепочной
структуре коммуникаций (рис. 7.3, а) решение, передаваемое с одного конца на
другой, становится известно всем исполнителям и всеми ими обсуждается. Все
связи в такой коммуникации одинаковы, а командный стиль руководства
отсутствует. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь
между двумя участниками коммуникации.
В многосвязной
структуре коммуникаций (рис. 7.3, б} все ее участники связаны между собой. Ее
отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. Отношения
командования ярко выражены. В практике управления наиболее часто встречается на
уровне первичного коллектива.
В звездной
структуре коммуникаций (рис. 7.3, в) ярко выражен «коммутатор-руководитель»,
через которого передаются все задачи. Все связи замыкаются на нем (Р).
Устойчивость и скорость передачи информации невысокие.
Для иерархической
структуры коммуникаций (рис. 7.3, г) характерны ярко выраженные командные
отношения. Промежуточные ступени одновременно являются и подчиненными, и
командными.
Организационно-управленческие
решения оформляют в виде приказа или распоряжения, после чего они приобретают
силу закона. Однако множество
Рис.
7.3. Структура коммуникаций: а — цепочная,
б —
многосвязная, в — звездная, г — иерархические
отношения
координации, ярко выраженное командное действие;
И —
исполнитель, Р — руководитель
решений в организации мигрирует в виде устных указаний, заданий, пожеланий и подобных управляющих директив. Главная задача менеджера и состоит в том, чтобы организовать исполнение такого решения, обеспечить координацию действий и контроль за его выполнением.
Таким образом, организация
исполнения решений немыслима без контроля. Контроль за исполнением
решений является заключительной (завершающей) стадией
управленческого цикла. Он принимает форму обратной связи, посредством которой
можно получить информацию об исполнении решения и достижении организацией
поставленных целей.
Главное назначение контроля — в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданной программы реализации решения, а также в своевременном принятии мер по их ликвидации. В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений. Следовательно, основная задача контроля состоит в том, чтобы своевременно выявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации управленческих решений.