С помощью контроля не только
выявляются отклонения от заданий, сформулированных в решениях, но и
определяются причины этих отклонений. Выделяются и другие функции контроля за
исполнением принятых решений.
Диагностическая. Главная, ведущая функция контроля — кто бы что ни проверял, какие бы
задачи ни ставились, в любом случае сначала нужно четко представить себе
подлинное состояние дел, т.е. поставить диагноз.
Обратная связь при контроле за выполнением поставленных задач позволяет руководителю не
выпускать из рук бразды правления, дает ему возможность оказывать влияние на
ход работы.
Ориентирующая функция контроля проявляется в том, что те вопросы, которые чаще всего
контролируются начальником, приобретают особое значение в сознании
исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного
внимания руководителя. Вопросы, выпадающие из поля зрения руководителя,
зачастую не решаются подчиненными.
Если ориентирующая функция
контроля при умелом руководстве позволяет менеджеру держать работы в поле
зрения, то стимулирующая функция нацелена на выполнение и вовлечение в процесс
труда всех неиспользованных резервов.
Корректирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решения на основе
материалов контроля. Здесь складывается сложная психологическая ситуация:
руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного, на самом же деле
последний уже проверил на практике эффективность решения руководителя. Иными
словами, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному
критерию — по соответствию принятого решения практике.
Педагогическая функция. Контроль, если он построен умело, побуждает исполнителей к
добросовестному труду.
В практике управления
организацией применяются три основные разновидности контроля:
q предварительный — предшествует принятию окончательного решения. Его цель — дать более глубокое обоснование принимаемому решению;
q текущий — с его помощью вносятся коррективы в процесс исполнения принятых решений;
q последующий — служит для проверки эффективности принятия решений.
Таким образом, контроль
является объективной необходимостью, так как даже самые оптимальные планы не
могут быть реализованы, если их не довести до исполнителей и за их исполнением
не наладить объективный и постоянный контроль.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
1. Сравните и проанализируйте
стадии принятия известных вам управленческих решений. Поясните полученные
результаты.
2. Смоделируйте процесс
коллективного принятия решений, используя технику «мозговой атаки», методы
Дель-фы и японской системы «кингисё».
3. Определите и дайте описание
структур коммуникации в вашем коллективе.
Вопросы для
повторения
1. Что вы понимаете под
управленческим решением?
2. Назовите основные стадии
процесса подготовки и принятия управленческих решений.
3. Дайте классификацию и охарактеризуйте
виды управленческих решений.
4. Чем отличаются решения,
принимаемые в условиях определенности и в условиях риска?